16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
11:01 Четверг 25 апреля 2024

В Совете Федерации считают, что российские позиции на архипелаге Шпицберген находятся под угрозой из-за перемен в политической ситуации в этом регионе

16:23 – 2 июля 2007

Председатель комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник на расширенном заседании комитета по теме: «Присутствие Российской Федерации на архипелаге Шпицберген: политико-правовые, экономические и гуманитарные аспекты»

Председатель комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник на расширенном заседании комитета по теме: «Присутствие Российской Федерации на архипелаге Шпицберген: политико-правовые, экономические и гуманитарные аспекты» представил доклад, который показывает, что российские позиции на архипелаге Шпицберген находятся под угрозой из-за перемен в политической ситуации в этом регионе. Депутаты, входящие в комитет по делам Севера и малочисленных народов, особо опасаются вступления в ЕС Норвегии, что, по их мнению, может поставить существующий статус архипелага под вопрос.

В своем выступлении Геннадий Олейник сказал, что «Шпицберген для России всегда был жизненно связан с освоением и развитием ее северных территорий. Особой была роль России и в решении вопросов, относящихся к определению международно-правового статуса Шпицбергена. Ни один из них не мог считаться окончательно урегулированным без участия России и ее правопреемника — советского государства, подтвердившего «особое значение» для себя Шпицбергена.

Как известно, до 1920 года Шпицберген не входил в состав территории какого-либо государства. Статус «ничейной территории» был закреплен за архипелагом ещё в 1872 году соглашением между Россией и Норвегией - Швецией.

В настоящее время международно-правовой статус архипелага определяется Договором о Шпицбергене, подписанным 9 февраля 1920 года в Париже. Договор, предоставив Норвегии суверенитет над архипелагом, одновременно дал всем государствам-участникам Договора (всего 41) одинаковый свободный доступ к ведению там хозяйственной и научно-исследовательской деятельности на условиях полного равенства, предусмотрев также демилитаризованный статус архипелага.

Концепция политики Российской Федерации на архипелаге Шпицберген одобрена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1997 года. Согласно Концепции, долгосрочной целью политики Российской Федерации на Шпицбергене является сохранение и укрепление российского присутствия в этом районе.

Координацию экономической и научной деятельности российских организаций на Шпицбергене осуществляла Межведомственная комиссия по обеспечению сохранения российских интересов, производственной и научной деятельности на архипелаге Шпицберген. В 2004 г. данная комиссия была упразднена. Но в виду того, что Шпицберген является зоной особых государственных интересов Российской Федерации в целях обеспечения российского присутствия на архипелаге постановлением правительства от 10 апреля 2007 года № 216 образована правительственная комиссия по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген во главе с заместителем председателя правительства России Нарышкиным С.Е.

Сегодня постоянное российское присутствие на Шпицбергене осуществляет ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь», основная деятельность которого – добыча угля является убыточной.

В случае поэтапного, полного или частичного свертывания угледобычи и консервации шахт требуется развертывание альтернативных производств. Согласно экспертным оценкам, другими направлениями экономической деятельности на Шпицбергене, помимо добычи угля, могут являться переработка морепродуктов, туризм и добыча углеводородов. Однако, как было установлено проверкой, осуществленной в 2004 году Счетной палатой Р Ф, за последние годы реальных работ по альтернативным видам деятельности на архипелаге Шпицберген не проводилось. В ближайшие 3-5 лет взамен добычи угля никаких других видов деятельности не предусматривается, а единственная действующая шахта в поселке Баренцбург в связи с доработкой запасов угля может прекратить добычу до 2010 года.

С конца 1990-х годов заметно все более ощутимое изменение политической обстановки вокруг архипелага и конкретных входящих в него островов. В частности, в научной среде отмечались признаки возможного пересмотра Парижского договора 1920 г.

Вопрос о пересмотре Парижского договора 1920 г., может актуализироваться в случае вступления Норвегии в Европейский Союз и распространение на ее территорию, экономику и прочие сферы правовых норм, требований и стандартов ЕС. Так как право ЕС не предусматривает свободный допуск иностранных субъектов на территорию входящих в этот Союз государств-членов, и тем более экономической и иной деятельности иностранных субъектов вне норм и правил ЕС.

В случае принятия Норвегии в ЕС и даже непосредственной активизации подготовки к вступлению (референдум предполагается организовать не ранее 2007 г.) окажутся под немедленной и прямой угрозой прежде всего практические интересы Российской Федерации на Шпицбергене и вокруг него: возможности продолжения там угледобычи, а также еще более ужесточатся условия доступа к районам реального рыболовства.

В среднесрочной перспективе изменение фактического и международно-правового статуса архипелага повлечет для России весьма далеко идущие последствия. Совершенно по-иному, притом резко не в пользу России будут трактоваться проблемы разграничения российского и норвежского секторов в Баренцевом море; разграничения здесь морского дна и шельфовых пространств; зон рыболовства и порядка доступа к ним. Под вопросом может оказаться режим демилитаризации и нейтрализации архипелага Шпицберген, и особенно фактическое его применение.

В перспективе (после, например, 2010 г. и далее) в результате изменения международно-правового статуса архипелага может оказаться под угрозой широкий комплекс стратегических интересов России как непосредственно в районе архипелага, так и на североатлантическом и арктическом направлениях. В частности, возникает реальная угроза изоляции России от возможностей свободного выхода в Северную Атлантику; дополнительных издержек от использования проходящих мимо Шпицбергена морских и воздушных путей. В сочетании с ограничением российских возможностей на Балтике и Черном море, подобная ситуация чревата угрозой изоляции России от крайне важных для нее стратегических выходов в Мировой океан.

В итоге объективно усиливаются и могут получить дополнительный импульс в политике западных держав тенденции к изоляции России, когда ее оттеснение дальше на северо-восток Евразии, ставшее следствием распада СССР, будет подкреплено геополитически (новым статусом Шпицбергена со всеми вытекающими отсюда последствиями; положением на Балтике и Черном море; возможным изменением внешней границы континентального шельфа и, соответственно, обстановки в Арктике и вокруг арктических островов).

Кроме того, Норвегия последовательно усиливает контроль за рыбопромысловым бассейном в районе архипелага Шпицберген, что существенно затрагивает интересы России. Королевским декретом Норвегии 1977 года вокруг архипелага установлена 200-мильная рыбоохранная зона. Одновременно Норвегия распространила действие своих правил рыболовства на эти воды. СССР и Россия не признали законным и соответствующим Договору о Шпицбергене 1920 года распространение в одностороннем порядке мер регулирования, установленных для экономической зоны Норвегии, на рыбоохранную зону Шпицбергена.

В прибрежных водах архипелага Шпицберген, где российские суда добывают до четверти всего объема вылавливаемой в Баренцевом море рыбы, на протяжении длительного времени сохраняется напряженная обстановка. Норвежская береговая охрана ежегодно арестовывает рыбопромысловые суда под флагом Российской Федерации, налагает на них значительные административные штрафы. Эти действия норвежских властей негативно отражаются на двусторонних отношениях.

Согласно экспертным оценкам, разногласия по вопросу о легитимности введения Норвегией в 1977 году законодательства о 200-мильной рыбоохранной зоне вокруг Шпицбергена и о постоянно ужесточающихся мерах обеспечения данного законодательства - это не только отражение состязательных правопритязаний Норвегии и других государств на биоресурсы морских районов за пределами территориальных вод Шпицбергена, но и «проба сил» в предстоящем юридическом состязании о правах на разработку нефтегазовых запасов шельфовых районов вокруг Шпицбергена.

Ситуация вокруг россиян на Шпицбергене еще более усугубилась в связи с принятыми недавно норвежским парламентом (Стортингом) поправками в законе об охране окружающей среды. По сути, эти действия Норвегии направлены на вытеснение России с архипелага. Так в соответствии с новыми правилами хозяйственная деятельность на архипелаге будет носить уже не уведомительный, а разрешительный со стороны Норвегии характер.

Указывая на этот факт, специалисты отмечают, что за превращением Шпицбергена в зону, закрытую даже для самих норвежцев, за разговорами о сохранении экологии и биоресурсов вокруг архипелага стоят далеко идущие планы - использовать его острова для осуществления военного контроля в Арктике со стороны НАТО. Норвегия и ее союзники по НАТО стремятся во чтобы то ни стало закрепить за собой права на спорные районы и максимально ограничить российское присутствие в Баренцевом море и в целом в Арктике. Не секрет, что нефтегазовые месторождения Северного и Норвежского морей к 2015 году будут исчерпаны, поэтому наш северный сосед все чаще засматривается на Восток, претендуя практически на всю акваторию спорных участков, включая часть российской зоны и зоны свободного рыболовства. И это не случайно, ведь в спорном районе Баренцева моря, именуемом российскими геологами "поднятием Федынского", обнаружены перспективные запасы нефти и газа.

Активное проникновение в Арктику Норвегии и других стран – членов НАТО проявляется в постоянно растущей интенсивности в регионе военных учений альянса, их содержании. Так, ежегодными стали крупномасштабные учения ВМС НАТО в непосредственной близости от границы России. Сценарий их, как правило, один и тот же: две страны вступают в вооруженный конфликт за обладание нефтеносными участками на шельфе Баренцева моря. ВМС НАТО осуществляют миротворческие функции в прекращении военного конфликта.

Российско-норвежские отношения всегда, даже в эпоху «холодной войны», были примером успешного взаимодействия как в интересах развития наших двух стран, так и укрепления безопасности и стабильности в регионе и планете в целом. И сегодня наше сотрудничество активно развивается в самых разных областях. В то же время нельзя не отметить, что стремление Норвегии в одностороннем порядке пересмотреть договоренности по Шпицбергену не только ущемляет права России, но и наносит вред всему комплексу двусторонних отношений.

Принципиальная позиция, занятая сейчас Министерством иностранных дел РФ, должна показать Норвегии, что Россия не допустит ущемления ее прав и интересов на Шпицбергене, односторонней ревизии Договора 1920 года. Конечно Шпицберген на определенных условиях находится под суверенитетом Норвегии, но вместе с тем Договор предполагает, что подписавшие его страны имеют свободный и равный доступ для ведения на острове хозяйственной деятельности.

Шпицберген был и остается зоной особых государственных интересов Российской Федерации и сохранение российского присутствия на архипелаге и осуществление там хозяйственной деятельности имеют важное экономическое, геополитическое и стратегическое значение. В целях обеспечения постоянного российского присутствия на норвежском архипелаге Шпицберген представляется целесообразным разработать федеральную целевую программу сохранения и укрепления присутствия России на архипелаге Шпицберген.

Требуется многоплановое комплексное рассмотрение проблематики архипелага Шпицберген, поскольку именно здесь по отношению к России могут быть установлены прецеденты, в дальнейшем допускающие их распространение на другие регионы, сферы морской деятельности и не только её.

Присутствие России на островах Шпицберген всегда выполняло и продолжает выполнять важную политическую роль, являясь одним из символов присутствия России в наиболее перспективной части мира. Фактическая ликвидация анклавов такого присутствия, как бы она не была обставлена политически, в перспективе означала бы только одно: политическое отбрасывание России в категорию стран «третьего мира», не имеющих права претендовать на участие в решении международно-политических проблем теми странами, которые относят себя к «первому миру».

Совет Федерации РФ – комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов council.gov.ru/committee/item1630079.html

Лента новостей