16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
4:13 Пятница 19 апреля 2024

Штокман «подсел» на импортную иглу?

15:07 – 2 сентября 2009

Привязка крупнейших проектов к иностранной технике неизбежно приводит к технологической зависимости российского ТЭК

Проблема транспарентности крупных инвестиционных нефтегазовых проектов будет обсуждаться 22 сентября в Москве в Институте современного развития с участием депутатов Государственной Думы, заинтересованных министерств, ведомств и компаний ТЭК, сообщает сайт производителей нефтегазового оборудования России.

Ни для кого не секрет, что на территории Российской Федерации реализуются масштабные проекты по строительству газопроводов, нефтепроводов, морских терминалов и установок по переработке сырья, а также разработке новых месторождений на суше и континентальном шельфе. В одном из таких проектов предстоит участвовать и Мурманской области. Как нам обещают, с 2010 года начнется реализация проекта по освоению богатств Штокмановского месторождения.

Кто кого водит за нос?

Большая часть таких проектов реализуется естественными монополиями - ОАО «Газпром», АК «Транснефть» за счет собственных или привлеченных средств.

Правительство страны постоянно требует от естественных монополий повышения доли российской промышленной продукции в подобных проектах. Считается, что в условиях кризиса это должно стать серьезным инвестиционным импульсом для машиностроения и других отраслей отечественной промышленности. Не так давно глава «Газпрома» Алексей Миллер заверил премьер-министра страны Владимира Путина, что в крупнейших нефтегазовых проектах, реализуемых в стране, высокая доля российской промышленности. Владимир Путин интересовался у господина Миллера, какая ситуация сейчас сложилась в сфере энергетики и насколько тесно газовый холдинг сотрудничает с отечественными производителями. Алексей Миллер ответил: «В настоящее время объем закупки трубной продукции и материально-технической продукции российских производителей в объеме закупок «Газпрома» составляет уже 90 процентов. Могу сказать, что мы практически полностью перешли на закупку продукции российских производителей».

Но как считают некоторые аналитики, к настоящему времени в стране сформировалась порочная практика, когда анонсируется сумма генподряда российской организации, а ушедшие за рубеж деньги не афишируются. Именно так в 2007 году был подписан контракт ООО «Газфлот» с Выборгским заводом на сумму 59 миллиардов рублей, что по курсу на тот момент превышало 2 миллиарда долларов США. Сумма контракта и название российского завода широко анонсировались «Газпромом». При этом более половины (по оценкам экспертов более 70 процентов) этой суммы оказалось за пределами России. Верхние строения модулей закупаются у «Samsung Heavy Industries» (Южная Корея), а буровое оборудование у «National Oilwell Varco» (США). Вот и получается, что сейчас из-за изменения курса доллара, ОАО «Газпром» придется доплачивать за иностранное оборудование по Штокмановскому проекту.

По мнению экспертов, «Shtokman Development AG» передаст генеральные подряды нескольким строительным компаниям. Никаких обязательств и норм по приобретению продукции российской промышленности пока нет. Разговоры о том, что «Shtokman Development AG» будет контролировать долю российской промышленности, не выдерживают критики, так как эта доля нигде не регламентирована. Как и в других проектах, здесь также будет бесконтрольный ввоз машиностроительной продукции по импорту. Уже ведутся разговоры о получении льготного режима налогообложения при ввозе импортной техники.

Ни один инфраструктурный проект не имеет нормы российского участия. Машиностроители помнят ситуацию с газопроводом «Северный поток», проходящим через акваторию Балтийского моря. В декабре 2008 года ООО «Газпром комплектация» подписало с «Rolls-Royce» (Великобритания) крупный контракт на поставку восьми газоперекачивающих агрегатов. В марте 2009 года ООО «Газпром комплектация» подписывает с «Siirtec Nigi» (Италия) другой крупный контракт на проектирование и строительство установки по подготовке газа к транспорту. Восточный нефтепровод (ВСТО) укомплектовывают нефтеперекачивающими насосами из Швейцарии, откуда тяжелое, металлоемкое оборудование доставляют на Дальний Восток.

Нефтегазовый комплекс – пасынок России?

А в это время российская промышленность продолжает деградировать в условиях такого масштабного импорта. Естественные монополии предпочитают не «возиться» с российскими заводами, а закупать импортную продукцию. Высокая стоимость иностранной техники, по сравнению с российскими аналогами, особого значения не имеет. Стоимость инвестиционной программы увеличивается, а издержки естественные монополии все равно перекладывают на ту же промышленность и население, повышая тарифы.

Привязка крупнейших проектов к иностранной технике неизбежно приводит к технологической зависимости российского ТЭК от иностранцев. Стратегический проект садится на «иглу», и в дальнейшем приходится все запасные части ввозить из-за рубежа, а также платить иностранцам за техническое обслуживание и привлекать зарубежных специалистов. При этом сам проект существенно дорожает, а отечественная промышленность лишается заказов, сокращаются рабочие места.

А ведь нефтегазовый комплекс для России является таким же стратегическим, как и оборонно-промышленный. Тем не менее, госзаказ на вооружение получают российские заводы, а не иностранные, но те же самые российские заводы, изготавливающие нефтегазовое оборудование, остаются без заказов. Если иностранцы откажутся поставлять запчасти или монопольно взвинтят на них цены, то реализация любого нашего стратегического проекта окажется под угрозой.

Пора вводить режим СРП?

В условиях же кризиса, когда научно-технический и производственный потенциал российского машиностроения простаивает, с контролем российского участия в инфраструктурных проектах ситуация стала хуже, чем это было при режиме СРП. В Федеральном законе «О СРП» существовала обязательная 70-процентная норма российского участия. По каждому проекту СРП была организована комиссия, которая контролировала выполнение этой нормы. Сегодня нет ни норм, ни контроля, а призывы повышать российское участие носят факультативный характер.

А вот Норвегия и Китай, которые вообще не имели нефтегазового машиностроения, за счет принципиальной позиции руководства страны сумели создать новую мощную подотрасль. Это осуществлялось во многом за счет господдержки нефтегазового машиностроения. В России все делается иначе. Внешторгбанк – это государственный банк, призванный поддерживать отечественное машиностроение, берет в начале 2009 года связанный кредит EXIM Bank of China на приобретение 30 китайских буровых установок. В дальнейшем на этой поставке делает бизнес ОАО «ВТБ-Лизинг». Такие закупки проводятся на безальтернативной основе, без участия российских предприятий. Естественно, что сделка нанесет сильнейший удар по целой группе российских заводов. Ведь в кооперации по созданию буровой установки задействовано около ста предприятий.

Прислушалось ли к разумным доводам отечественных машиностроителей правительство России, мы узнаем скоро, как только первые машины, оборудование и материалы начнут поступать в Мурманскую область.

А исправить ситуацию можно введением норм обязательного российского участия во всех крупных инфраструктурных проектах, реализуемых естественными монополиями.

Лента новостей