16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
5:12 Пятница 29 марта 2024

Сложные вопросы закона о банкротстве

15:46 – 30 сентября 2009

Александр Лебедев, президент СПП МО, генеральный директор группы компаний «ДИАЛ», сделал сообщение о предложениях предпринимателей области в новый проект федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Как мы уже сообщали, вчера в конгресс-отеле «Меридиан» состоялось заседание Совета Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области под председательством Александра Лебедева, президента СПП МО.

Александр Лебедев, президент СПП МО, генеральный директор группы компаний «ДИАЛ», сделал сообщение о предложениях предпринимателей области в новый проект федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и по последним изменениям в проект закона «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)». Экономический кризис, в условиях которого была и остается нарушенной стабильная работа многих предприятий, инициировал появление новых изменений к закону о банкротстве, а также выявил необходимость в разработке принципиально нового закона о банкротстве, основанного на передовом опыте развитых стран. Но на практике получается порой все по-другому.

Как сообщил Мурманскому информационному агентству «Би-порт» Александр Лебедев, президент СПП МО, генеральный директор группы компаний «ДИАЛ», с начала года законодателями были внесены некоторые изменения в федеральные законы, в том числе расширяющие права должников, но наибольший резонанс у предпринимателей вызвал ФЗ № 73 от 28 апреля 2009 года - в части возможности привлечения директоров и собственников компаний-банкротов к дополнительной ответственности по ее долгам.

«Другими словами, - говорит президент СПП МО Александр Лебедев (на фото), - если у банкрота не хватит средств, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами, то теперь появилась возможность повесить оставшийся долг на стоящих за ним физических лиц, обратив взыскание долгов на их личное имущество. Раньше своим личным имуществом по долгам отвечали только частные предприниматели. Теперь наличие такой ответственности не зависит от формы собственности предприятия.

Руководитель ответит по долгам компании в том случае, если на момент банкротства обнаружится, что бухгалтерская документация отсутствует, либо не содержит сведений об активах банкрота, либо эти сведения искажены. Кроме того, на руководителе лежит обязанность самостоятельно подать иск о банкротстве в течение месяца с момента, когда компания стала неплатежеспособной. Если иск не подан или подан не вовремя, директор отвечает своим имуществом.

Кроме того, по долгам компании могут отвечать «лица, контролирующие предприятие». К этой категории относятся акционеры, имеющие прямо или опосредованно 50 процентов и более акций ЗАО или ОАО, участники ООО, владеющие 51 процентом и более долей в уставном капитале, а также бывшие собственники, имевшие возможность контролировать деятельность предприятия за период до 2 лет до введения процедуры банкротства. Любой из них или все вместе могут быть привлечены к ответственности, если их действия повлекли ухудшение финансового положения компании (увеличение долговой нагрузки или уменьшение ее активов).

Заявление о привлечении физических лиц к ответственности будет подавать конкурсный управляющий после того, как в конкурсной массе предприятия закончатся денежные средства. Окончательное решение об этом принимает суд. А его решение вступает в силу сразу.

Получается, что закон вводит некую презумпцию виновности акционеров и директоров, указанных в заявлении управляющего, и уже на них лежит бремя доказывания своей добросовестности по отношению к кредиторам.

Введение данной поправки ставит под сомнение существование самой формы предприятия, как юридического лица, и существенно увеличивает риски, лежащие на руководителях предприятий и акционерах. В условиях рыночной экономики никто не застрахован от поражений, а введение данных поправок вообще может серьезно подорвать желание людей заниматься бизнесом. При банкротстве предприятия собственник и так несет ответственность собственными средствами, теряя вложенные деньги. Руководители предприятий, несущие ответственность перед собственниками и перед государством в рамках налогового законодательства, за своевременно и в полном объеме выплаченную заработную плату подвергаются еще большей опасности. Введение данного изменения может создать много негатива для экономики страны. СПП МО необходимо добиваться отмены данной поправки и исключения ее из нового законопроекта.

В настоящее время Минэкономразвитием России подготовлен новый законопроект, который может существенно изменить правила финансового оздоровления компаний и существенно расширяет права должников. Ради этого меняется даже название закона, его предложено назвать «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)». Другое название дано специально, чтобы акцентировать внимание на реабилитационных процедурах, а не на распродаже активов за долги.

Проект этого закона был направлен всем членам Совета СПП для обсуждения и внесения своих предложений по его корректировке.

По переименованному закону компания сможет инициировать процедуру финансового оздоровления сама и сразу, достаточно обратиться в суд - сейчас до этого шага нужно пройти процедуру наблюдения - семь месяцев.

Во время банкротства будет действовать мораторий на взыскание долгов заявителя, ему не потребуется предоставить суду банковскую гарантию - сейчас гарантия нужна в любом случае, причем на 20 процентов больше реестровой задолженности.

Максимальный срок финансового оздоровления увеличен с двух до пяти лет, но после трех лет продление процедуры придется утвердить в суде. Кроме того, проект предлагает разделить требования кредиторов на классы и договариваться с каждым классом в отдельности.

В плане оздоровления может быть предусмотрено списание части долгов и даже обмен их на акции, сейчас долг должен быть погашен полностью. Утвердить план со списанием долгов можно будет напрямую у суда, достаточно согласия 25 процентов кредиторов. Придется только доказать, что кредиторы в случае оздоровления получат больше, чем при конкурсном производстве.

Наиболее серьезные изменения законопроект вводит в отношении холдингов. Специалисты Минэкономразвития РФ предлагают, чтобы дела о банкротстве компаний группы велись одним судом в рамках одного производства. Законопроект позволяет кредиторам требовать банкротства сразу всех компаний группы при условии, что предпринимательская деятельность велась недобросовестно. Например, из какой-либо компании выводились активы. И в отношении компаний группы могут вводиться единые процедуры наблюдения, финансового оздоровления, в них может быть единый арбитражный управляющий.

На взгляд СПП МО, данное предложение содержит серьезные риски и требует детальной проработки. Холдинги, в особенности горизонтально интегрированные создаются для диверсификации бизнеса и снижения рисков, за счет деятельности на различных рынках. Данное предложение может серьезно осложнить работу холдингов, потому что одни направления могут быть более успешными, другие менее успешными. Может получиться так, что под угрозой окажется весь холдинг, что на взгляд СПП МО, абсолютно необоснованно.

Для банкротства холдингов, деятельность которых осуществляется в России и за рубежом, Минэкономразвития предлагает ввести механизм трансграничных банкротств.

Сейчас законопроект должен пройти согласование в заинтересованных ведомствах, после чего будет внесен в правительство, а затем и в Госдуму.

В настоящее время, еще можно внести изменения в настоящий законопроект. РСПП будет консолидировать предлагаемые региональными отделениями изменения, и предлагать корректировки Минэкономразвития страны и правительству России. СПП МО в настоящее время готовит свои предложения по корректировки данных законов»

Лента новостей