16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
10:19 Среда 24 апреля 2024

Генеральный директор ООО «КРЭС» Алексей Преснов: «Если в ближайшее время не будут созданы хотя бы элементы розничного рынка электроэнергии и мощности, то мы рискуем «завалить» весь процесс реформирования отрасли»

16:34 – 29 сентября 2008

24-25 сентября в Москве в Международном центре торговли на Краснопресненской набережной состоялся V профессиональный энергетический форум «Развитие российской электроэнергетики: генерация, сети, сбыт»

24-25 сентября в Москве в Международном центре торговли на Краснопресненской набережной состоялся V профессиональный энергетический форум «Развитие российской электроэнергетики: генерация, сети, сбыт». Это ежегодное событие, организуемое под эгидой журнала «Энергорынок», по традиции собирает элиту российской энергетики с целью подведения итогов и обсуждения дальнейших путей развития отрасли. Наш регион на форуме был представлен основными сбытовыми компаниями области – ОАО «Колэнергосбыт» и ООО «Коларегионэнергосбыт» (ООО «КРЭС»). Учитывая особое внимание СМИ к электроэнергетике, в том числе и со стороны нашего портала, мы попросили рассказать о форуме его участника - заместителя председателя совета директоров ОАО «Колэнергосбыт», генерального директора ООО «КРЭС» Алексея Преснова.

- Алексей Викторович, что обсуждалось на форуме? Каков был его основной лейтмотив?

- Основным лейтмотивом форума, так или иначе присутствующем в каждом выступлении, была тема существования отрасли и ее дальнейшего развития в условиях ликвидации РАО «ЕЭС России». «Жизнь после РАО» - вот как коротко формулировалась повестка дня. Выступающих было много. Условно их можно разделить на представителей федеральных органов и региональных энергокомпаний. К первым относятся представители федеральных ведомств, регулирующих и организующих электроэнергетику страны – Федеральной службы по тарифам, Федеральной антимонопольной службы, Министерства энергетики, а также представители рыночного сообщества – некоммерческие партнерства «Совет рынка» и «Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний», ОАО «АТС» - площадки оптового рынка электроэнергии и мощности. Прекращение деятельности «РАО ЕЭС» с 1 июля этого года, конечно, является для отрасли испытанием. Что бы ни говорили, в последние 7-8 лет РАО ЕЭС было настоящим штабом отрасли, штабом реформ, организатором и координатором всего сложного процесса обеспечения электроэнергией конечных потребителей: от производства электроэнергии до ее продажи. И хотя уже заработало «новое» Минэнерго, сформированное именно по отраслевому принципу и во многом «подхватившее» функции РАО, закончен процесс переформатирования оператора оптового рынка НП «АТС» в торговую площадку ОАО «АТС» и НП «Совет рынка», говорить о том, что они полностью заполнили ту нишу управления отраслью, которую занимало РАО, пока рано. И это рефреном звучало на форуме. Взаимоотношения основных участников процесса энергоснабжения: генерации, сетей и сбытов, а также потребителей, как текущие, оперативные, так и перспективные, в свете продолжающегося реформирования отрасли, не координируются и не регулируются пока должным образом. Положение в некоторой степени напоминает ситуацию на корабле, вышедшем в море под командованием опытного капитана, который, хотя и научил команду многому за годы реформ, все же бросил судно в середине пути в довольно неспокойных водах. И теперь различные подразделения команды, от машинного отделения до мостика, пытаются сами, в одиночку, руководить судном, не слушая и, зачастую, не понимая друг друга. С этой точки зрения, конечно, такой форум, позволяющий услышать и понять друг друга, был очень полезен.

- Какие вопросы обсуждались на форуме?

- Если говорить более конкретно, то довольно детально обсуждался рынок мощности – его целевая модель. Речь идет о том, что уже с 2009 года мощность должна продаваться на рынке конкурентного отбора мощности на перспективу. Модель рынка должна быть утверждена весной 2009 года, и времени осталось немного. Много говорилось о принципах функционирования оптового рынка в условиях значительной доли его либерализации. Как известно, доля электроэнергии, продаваемой по свободным ценам, становится все больше и больше, плюс с 1 июля добавилась торговля мощностью по свободным ценам. Пока это ведет к росту цены для конечных потребителей. Это чувствуют уже не только крупные, но и небольшие городские потребители, которые все чаще обращаются к нам за разъяснениями. Как сделать так, чтобы переход к рыночным ценам не сопровождался резким ростом последних, чтобы реформа не воспринималась потребителями как просто средство изъятия у них дополнительных средств в пользу энергетиков? Часто дело даже не в том, что цены на электроэнергию растут - все понимают, что это неизбежный процесс, проблема больше в их непредсказуемости, резких колебаниях на рынке, так называемой волатильности. Как демпфировать этот процесс, как сделать цены на электроэнергию более предсказуемыми, чтобы потребители могли планировать свои расходы на энергию - вот вопрос, который стоит на повестке дня. Механизмы для этого есть: это, прежде всего, свободные двусторонние договоры на оптовом рынке, долгосрочные договоры потребителей со сбытовыми компаниями, использование производных финансовых инструментов – фьючерсов и форвардов.

Отдельно и очень живо обсуждался розничный рынок электроэнергии и мощности. Именно этот рынок, вернее сказать, эта часть рынка и касается широкого круга потребителей. Я уже говорил неоднократно, что если оптовый рынок, худо-бедно, был создан за годы реформ и функционирует по более или менее понятным, четко прописанным правилам, то розничного рынка на сегодняшний день фактически не существует. Есть только трансляция свободных рыночных цен на оптовом рынке «на голову» потребителей. Они бесправны, они - крепостные своих гарантирующих поставщиков. То есть создалась ситуация, при которой основное действующее лицо любой рыночной конструкции - потребители, они же плательщики на рынке, «генераторы» денежных потоков, по сути, из созданного рынка, процесса ценообразования исключены. Понятно, что это на самом деле никакой пока не рынок в широком смысле этого слова, а некая «виртуальная конструкция» переходного периода. У энергетического сообщества есть понимание, что, если мы в ближайшее время не создадим, наконец, хотя бы элементы рынка на рознице, то мы рискуем «завалить» весь процесс. Усилия в этой области предпринимаются. Ограничения связаны во многом с известной проблемой перекрестного субсидирования населения за счет предприятий. Именно ее нерешенность и тормозит весь процесс создания реальных рыночных механизмов на рознице.

- Означает ли это, что в ближайшее время тарифы для населения будут расти?

- Вот видите, уже в вашем вопросе звучит обеспокоенность, желание оставить тарифы для населения низкими, ничего не менять, и в результате все оставить как есть. Население традиционно – «священная корова», трогать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. Считается, что население у нас платит меньше, потому что оно относительно мало зарабатывает, поэтому тарифы надо регулировать, держать низкими и т.д. и т.п. На самом деле, и энергетические предприятия, и организации-потребители энергии созданы тем же населением для того, чтобы жить и развиваться. Надо понимать, что, в конечном итоге, платит за все само население. Просто, если у предприятия относительно высокий тариф на электроэнергию, потому что оно субсидирует недоплачивающее рядом живущее население, которое на этом предприятии и трудится, то оно не в состоянии платить этому же населению достойную зарплату, чтобы то, в свою очередь, оплачивало электроэнергию по экономически обоснованному тарифу. Это же население все равно покупает продукцию своего предприятия по ценам, завышенным как раз на величину субсидирования тарифов на электроэнергию этим предприятием для населения. Конечно, это гипотетическая, упрощенная схема, но в целом она отражает реальность. А потому путь один – проявлять, наконец, политическую волю и приводить тарифы для населения в соответствие с реальностью. По этому пути уже движется большинство развитых регионов страны, прежде всего Москва, Санкт-Петербург. Тарифы для населения там растут очень быстро, при этом выделяются адресные субсидии малоимущим. Во многих регионах действует так называемая социальная норма потребления: в пределах этой нормы население платит по пониженному, субсидируемому тарифу, а сверх нормы – по экономически обоснованному. У нас тоже ведется проработка этого вопроса в Комитете по тарифному регулированию, другое дело, что это сложно реализовать технически для сбытовых компаний, а тем более для управляющих компаний и ТСЖ, ведь именно они по закону должны выставлять счета населению.

Кстати, тема взаимодействия с ЖКХ в рамках реформы электроэнергетики и реформы ЖКХ широко обсуждалась на форуме. Проблемы у всех более или менее схожие – отсутствие общедомового учета, неурегулированность отношений с управляющими многоквартирными домами организациями, неплатежи и т.д. Мы отметили для себя, что наши сбытовики – особенно КРЭС - смотрятся в этом контексте неплохо на общероссийском уровне. И это при той плачевной ситуации в области с созданием ТСЖ и УК, которая широко обсуждается сейчас в СМИ. Это результат целенаправленной работы в тесном взаимодействии с коммунальными сетями, ведь не зря КРЭС был создан на базе сбытов именно этих сетей. Сейчас компания «Регионэнерго менеджмент групп», под руководством которой КРЭС и был создан, управляет тремя крупнейшими коммунальными электросетями региона напрямую – ОАО «Кандалакшская горэлектросеть», ОАО «Электросети» г. Полярные Зори, с сентября 2008 года – ОАО «Мурманская горэлектросеть». С остальными электросетями – МУП «Апатитская электросетевая компания», филиалами ГУОТП «ТЭКОС» в Заполярном, Никеле, Ковдоре работа также строится по принципу тесного взаимодействия. Это касается и создания автоматизированных систем коммерческого учета, без которых все разговоры о розничном рынке – фикция, и единой технической и организационной политики и многих других вопросов. Вообще, вопрос создания единой мощной коммунальной электросетевой структуры в области давно назрел, и даже перезрел. Это крайне необходимо как для развития полноценного розничного рынка электроэнергии, так и для продвижения вперед в реформе ЖКХ. В передовых регионах этот процесс в основном закончен. С переходом ОАО «Мурманская горэлектросеть» под управление «Регионэнерго менеджмент групп» процесс и в нашей области вступил в стадию практической реализации.

- Вы по–прежнему совмещаете должности генерального директора ООО «КРЭС» и ООО «Регионэнерго менеджмент групп»?

- Нет, с 11 сентября я покинул должность гендиректора ООО «Регионэнерго менеджмент групп». Во-первых, с 1 июля вступили в силу положения закона, запрещающие совмещение видов деятельности по сбыту и передаче электроэнергии не только на уровне владения и распоряжения имуществом, но и на уровне аффилированных лиц. То есть занимать исполнительные должности одновременно в сбытовых и сетевых компаниях более нельзя. Во-вторых, чисто физически невозможно объять необъятное: являясь заместителем председателя совета директоров ОАО «Колэнергосбыт», я вплотную занимаюсь рядом сложных стратегических проблем этой компании, одновременно оставаясь на посту гендиректора ООО «КРЭС». Кроме того, сейчас КРЭС и Колэнергосбыт создали совместное предприятие по выполнению ряда общих задач стратегического характера, и в нем я также являюсь гендиректором. В то же время проект, которым сейчас занимается ООО «Регионэнерго менеджмент групп» - руководством тремя крупнейшими коммунальными сетями области и подготовкой к созданию единой компании, - это не менее масштабная и сложная задача по своему исполнению, чем проект по созданию эффективного сбыта в регионе. Сейчас идет перестройка управляющей компании «Регионэнерго менеджмент групп», подбор новой команды, ведь большинство специалистов РМГ постепенно перешли работать в сбыт. Кроме того, меняются и задачи компании: из чисто юридических и экономических они становятся более инженерными, организационными. На этом переходном этапе ее возглавил известный в области инженер - электроэнергетик с 46 летним стажем работы в отрасли Иван Васильевич Русанов. Он был моим учителем в Колэнерго в 80-х годах прошлого века, когда я работал там молодым инженером после института. У него 29 сентября юбилей, и, пользуясь случаем, я его сердечно поздравляю.

Однако далеко мы от сетевых проблем не уходим, будем и впредь тесно взаимодействовать, прежде всего в сфере отношений с потребителями. Мы уверены, что в перспективе потребитель должен решать все свои проблемы энергетики в режиме одного окна – с энергосбытовой компанией, которая должна представлять его интересы перед всеми остальными субъектами энергетики – сетями, диспетчерами, генерацией. Иначе разделение энергокомпаний по видам деятельности теряет всякий смысл.

- Как Вы оцениваете ситуацию с ростом тарифов для Мурманской области на 2009 год в размерах, превышающих достигнутые ранее договоренности с Федеральной службой по тарифам?

Ситуация с тарифами в области сложная, но предсказуемая. С одной стороны тарифы будут расти в любом случае – это аксиома, о причинах мы не раз с вами говорили. Рост предельных индексов средневзвешенных розничных тарифов до 115-118 руб./МВтч вместо запланированных ранее 108 руб./МВтч сам по себе не страшен и, может быть, даже был бы полезен, так как у нас в энергетике в области накопилось достаточно много проблем, которые требуют средств для их решения. Это и развитие электросетевого комплекса, чтобы развязать тугие узлы проблем дефицита мощности в районе Мурманска, и создание дорогостоящих систем автоматизированного коммерческого учета, без которых, повторюсь, реальный розничный рынок – это фикция. Да что там рынок, реальный прогнозный баланс электроэнергии и мощности в области без этих систем составляется тоже в большой степени «на глазок». В сбытовой деятельности также масса недофинансированных «дырок» - создание информационных комплексов для выдачи счетов за электроэнергию в соответствии с действующим нормативным полем как населению, так и юрлицам, создание биллинговых систем для полумиллиона абонентов области, автоматизация планирования потребления на оптовом рынке, привлечение высококвалифицированных кадров, внедрение энергосберегающих технологий. Все это требует серьезных вложений, а ведь нужно покрывать и убытки, принесенные сбытам - прежде всего, Колэнергосбыту его прежним руководством. По итогам 2007 года балансовые убытки Колэнергосбыта составили 197 млн. руб. при том, что общество получило дополнительные доходы в размере 200 млн. руб. от экспортной деятельности. Кроме того, в апреле 2008 года из общества было изъято около 120 млн. руб. на различные выплаты уволившемуся менеджменту. При этом надо учитывать, что весь бюджет Колэнергосбыта на 2008 год был утвержден комитетом по тарифному регулированию Мурманской области в размере 177 млн. руб. и в нем не закладывались никакие выплаты. Такая ситуация сложилась, кстати, не только в Мурманской области: проблема «золотых парашютов» упоминалась и на V форуме. Все эти выплаты «суперменеджерам» вроде бы первоначально предполагалось выплачивать из абонплаты РАО «ЕЭС России», которая только по Колэнергосбыту составляла около 8 млн. руб. в месяц, но потом, видимо, денег в РАО не хватило на выплаты менеджменту самого РАО, и поэтому «своим» платили дочерние компании, где они работали, причем по их же приказам. Насколько это было обоснованно при наличии общих убытков? По Колэнергосбыту идет неспешное разбирательство в УВД области и в суде, а пока эти убытки конкретно тянут компанию на дно. Ведь Колэнергосбыту надо кредитоваться, чтобы покрывать огромный дефицит текущего баланса из-за известной проблемы более высокой цены электроэнергии на опте, чем на рознице в нашей области. А убыточным компаниям вообще и в условиях мирового финансового кризиса в частности никто кредитов не дает по определению. Все имевшиеся кредиты закрыло «успешное» прошлое руководство, не платя по счетам поставщиков ни копейки несколько месяцев перед своим увольнением. Что касается КРЭС, то надо понимать, что это была совершенно новая компания на рынке, и ей пришлось покупать все - от ручки до автотранспорта. Поэтому рост тарифов на рознице для Колэнергосбыта и КРЭС – это, на первый взгляд, путь к спасению.

Однако на самом деле ФСТ объясняет этот рост так называемыми федеральными факторами. Проще говоря, весь рост уйдет на оптовый рынок, на оплату возросших аппетитов генераторов и Федеральной сетевой компании. Часть этих денег, очевидно, достанется ТГК-1, имеющей у нас филиал «Кольский», часть - Росэнергоатому и Кольской АЭС. Остальная часть - не имеющим к нам отношения станциям. Вот это, конечно, плохо. Мы все понимаем проблемы генерации, в том числе и у нас в области, когда эффективная генерация получает по регулируемым договорам не то, что хотелось бы, но у них хотя бы есть перспектива – доля таких договоров уменьшается с либерализацией рынка и на свободном рынке они получают хорошую цену. У сбытов же все печально. А без сбытов денег не будет ни у генераторов, ни у сетей, и об этом не надо забывать. Если, конечно, оставаться в рамках правового поля и не поступать с партнерами так, как поступило ОАО «ТГК-1» в отношении экспортных объемов в Норвегию и Финляндию в 2008 году, которое взяло и разорвало отношения с Колэнергосбытом и стало торговать этими объемами самостоятельно на рознице. Почему-то ТГК-1 не торгует на рознице в депрессивном Кольском районе, почему-то настаивает на соблюдении Правил розничного рынка в отношении дорогой электроэнергии Мурманской ТЭЦ, заставляя Колэнергосбыт покупать ее. Почему-то в этом случае Правила не в счет. Но это - тема отдельного разговора. Разбирательство по этому вопросу обязательно будет, и все, рано или поздно, встанет на свои места.

- Есть ли новости по неценовой зоне для нашего региона? Может быть, это обсуждалось на форуме?

Что касается неценовой зоны, то работа в том направлении, насколько нам известно, идет. Мы заказываем сейчас у ведущих консалтинговых компаний в электроэнергетике исследования по необходимости введения неценовой зоны в Мурманской области, а также по стратегии и тактике работы энергосбытов и генераторов в неценовой зоне с тем, чтобы быть готовыми, если это случится. Это вопрос сложный, он требует, на наш взгляд, серьезной проработки. По крайней мере, мы видим на форумах, в том числе и на этом, что Архангельская область, у которой такая зона есть, криком кричит о своих проблемах. Поэтому считать, что это панацея от всех болезней рынка, наверное, не стоит.

Нам всем нужно двигаться вперед, исправлять ошибки и достраивать то, что не успело РАО, и мы собираемся активно в этом участвовать вместе со всем энергетическим сообществом страны. Именно в координации этих усилий, на наш взгляд, и заключалась миссия прошедшего в Москве форума. В свете реформы управления в Мурманской области, грядущего создания регионального профильного министерства энергетики, думаем, что у нас появятся дополнительные возможности отстаивать интересы наших региональных энергокомпаний, а значит, и региона в целом, на федеральном уровне.

Лента новостей