16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
12:00 Четверг 25 апреля 2024

Владимир Крылов, генеральный директор ООО «Катран Кола»: «Формула успеха - надо работать, быть честным с потребителями и деловыми партнерами и отвечать за свои действия и обещания»

11:44 – 28 сентября 2009

Все члены Союза «Мурманский рыбоперерабатывающий комплекс» указали на ООО «Катран Кола». Объяснили, что компания работает успешно даже в условиях кризиса, значит, ее генеральный директор Владимир Крылов знает какой-то секрет, им не ведомый

Споры о том, нужна или нет береговая рыбопереработка в Мурманской области, а если нужна, то какую именно рыбу предприятия должны использовать в качестве сырья – баренцевоморскую или же доставленную из дальних районов промысла, не утихают с начала рыночных времен. После развала ВРПО «Севрыба», где были сосредоточены все сектора рыбной отрасли, тогдашние предприятия береговой рыбопереработки, входящие в структуру Мурманского рыбокомбината, оказались предоставлены сами себе. Без государственных дотаций, в самостоятельном поиске поставщиков качественного и по доступной цене рыбного сырья. Многие тогда не выдержали перипетий рынка и обанкротились, но были и такие, что открывались вновь и работали с переменным успехом. На фоне сегодняшней, в общем-то, не особо радостной картины борьбы береговых рыбопереработчиков нашего приморского региона за место под солнцем компания «Катран Кола» считается работающей стабильно. Во всяком случае, члены Союза «Мурманский рыбоперерабатывающий комплекс» все, как один, в ответ на предложение Мурманского информационного агентства «Би-порт» - поговорить о перспективах развития береговой рыбопереработки в Мурманской области в свете недавних инициатив Росрыболовства – указали на ООО «Катран Кола». Объяснили, что компания работает успешно даже в условиях кризиса, значит, ее генеральный директор Владимир Крылов знает какой-то секрет, им не ведомый.

Итак, сегодняшний герой нашей традиционной рубрики «Наш гость» - Владимир Крылов, генеральный директор ООО «Катран Кола».


- Владимир Викторович, как правило, малые предприятия рыбной отрасли открывали в 90-х годах люди, являющиеся по основной профессии технологами рыбной промышленности. Вы – не исключение?

- Если общая тенденция действительно такова, то я в нее не «вписываюсь». Я по профессии – ихтиолог, и вся моя жизнь до образования компании «Катран Кола» была связана с рыбной промышленностью. Создавали рыбоперерабатывающую компанию учредители – частные лица. Группа компаний «Катран» была зарегистрирована в 1994 году, и уже с 1996 года мы стали заниматься рыбообработкой, сначала в составе «Катрана», потом отдельно – во вновь образованной для этого структуре - «Катран Кола».

- Откуда возникло такое название?

- Катран - маленькая черноморская акула, вероятно у учредителей она поначалу ассоциировалась с акулой бизнеса. Ну а Кола – это река.

У рыбколхоза «Ударник», где раньше работали я и главный учредитель, был приобретен старый рыбоперерабатывающий цех в поселке Минькино. Мы его постоянно модернизируем, но при этом он не останавливался ни на день и работает до сих пор. Зарегистрирована «Катран Кола» в Кольском районе, в бюджет района идут налоги. Мы надеялись, что рыбопереработка – это перспективный бизнес, но все оказалось гораздо труднее, и чтобы крепко встать на ноги, нужно было проявить незаурядное терпение.

- Какую рыбу начинали перерабатывать? Где ее закупали?

- Приобретали и приобретаем рыбное сырье из соображений его качества и цены в Мурманске, Норвегии, Санкт-Петербурге и Москве. Делаем пресервы из пелагических видов рыб - сельди, скумбрии, мойвы, вялим ерш и путассу. Выпускаем рыбопродукцию слабосолёную, холодного копчения, пряного посола в разной упаковке, в т.ч. вакуумной. Сегодня у «Катран Колы» большой ассортимент, насчитывающий до 70 наименований.

- А товарную семгу у кого закупаете? У компании «Гиганте-Печенга»?

- И у «Гиганте-Печенга», когда она у них была. А вообще в Санкт-Петербурге и Москве, где посредники продают норвежскую семгу. Хотя «Катран», об этом Вы, наверное, не знаете, - первая компания, которая стала закупать и завозить в Россию норвежского лосося. Но сейчас времена изменились, чиновниками создана определенная монополия на эту рыбу, и мы теперь вынуждены закупать норвежскую семгу у московских поставщиков.

- А форель приобретаете в Карелии? Говорят, там успешно развивается товарное рыбоводство, в отличие от Мурманской области.

- Нет, Карелия в этом отношении пока не конкурентна. Нас не устраивает ни размер карельской форели, ни цена на нее. Норвежская лучше.

- Почему не работаете с тресковыми видами рыбы? Члены Баренцевоморской рыбоперерабатывающей ассоциации стремятся перерабатывать, в основном, треску и пикшу, как самую валютоёмкую рыбу. Тем более что ее в достатке поставляют в Мурманск рыбаки-прибрежники. Умудряются продавать треску в охлажденном виде, не нашедшую сбыта дома, даже в другие регионы страны.

- Переработка трески – не наш бизнес. У нас для этого недостаточно производственных площадей. Если займемся треской, то придется отказаться от переработки других видов рыбы, поставка которой налажена, есть договора и обязательства.

- Вы закупаете рыбное сырье через посредников, оптовиков? Или у компании уже сложились определенные связи, и проблема с закупкой товара по приемлемой цене не стоит?

- Когда - через посредников, когда – нет. Стараемся закупать сырье у разных добытчиков, если цены на рыбу нас устраивают, и они готовы нам ее продать. Мы не к кому не привязаны и не привязываем никого к себе, просто живем в рынке. Безусловно, за время работы определенные контакты сложились, в том числе и личные. Но это не значит, что рыбопромышленники продают нам сырье на каких-то льготных условиях - они же тоже зарабатывают деньги.

- Вы говорите, что рыбоперерабатывающий цех компании никогда не останавливался. Неужели за более чем 10 лет работы не возникало проблем?

- Были, и очень много. Но проблемы на то и существуют, чтобы их решать. Я не сторонник впадения в истерию из-за того, когда что-то не получается. Надо работать, быть честным с потребителями и деловыми партнерами, отвечать за свои обещания и действия. Если мы заявляем, что в банке лежит такая-то рыба, в таком-то виде и такой-то массы, то значит, так оно и есть.

- Многие рыбопереработчики, особенно те, кто работает на пелагических видах рыбы, жалуются на высокие отпускные цены рыбаков и посредников. По Вашему мнению, декларируемая Росрыболовством в качестве панацеи от этой беды сеть рыбных бирж поможет исправить положение?

- Не знаю, что чиновники вкладывают в понятие «рыбная биржа». Может быть, устранение посредников при продаже улова. Но я так скажу: если бы посредники были не нужны, то они исчезли бы немедленно – по закону рынка. А если посредники есть, значит, имеются какие-то деньги в рыбном бизнесе, которые посредник может зарабатывать для себя. Может, он дает предоплату рыбакам или предоставляет рассрочку покупателям.

Чиновник от рыбы – тот же бюрократ, а бюрократы слишком далеки от рынка. Рыбная биржа, созданная бюрократом, обречена на умирание. Если рыбная биржа действительно нужна, то ее должен создать бизнес, принимая во внимание экономическую составляющую. А так, как пытаются сделать чиновники Росрыболовства, применяя административный ресурс, не делается.

- Как Вы относитесь к другой инициативе Федерального агентства по рыболовству – возрождению сети магазинов «Океан»?

- Это еще хуже, чем биржа. Всё должно создаваться на основе рыночных отношений. Не надо образовывать очередных структур, которые позволят повернуть очередные финансовые потоки к очередным нечистым на руку людям.

- Как «Катран Кола» реализует свою продукцию – через супермаркеты, маленькие магазины? Нет трудностей в этом отношении?

- Реализация рыбопродукции идет через всю торговую розничную сеть. Ее приобретают те, кого устраивает назначенная нами цена, условия оплаты и доставки, и если предлагаемая нами продукция пользуется спросом у покупателей того или иного магазина.

- Вы сказали, что «Катран Кола» входит в группу компаний «Катран». Остальные из этой группы, чем занимаются? Есть моменты финансовой подстраховки друг друга на случай непредвиденных ситуаций? В «Катране», наверное, работают хорошие менеджеры и экономисты, которые все просчитывают наперед?

- Вы, наверное, нас путаете с «Газпромом». У нас нет экономистов, руководители - бывшие инженеры. Мы занимаемся тем, что выгодно. Начинали с нуля, со стола и компьютера. В группе компаний «Катран» работают более 100 человек, из них 70 заняты в рыбопереработке и, наверное, столько же - в остальных фирмах.

По поводу специализации. Кроме рыбообработки есть придорожный бизнес в Карелии в поселке Тэдино – кафе, скоро откроем автозаправку. Мурманчане, которые любят ездить в отпуск на своих машинах, наверняка знают наше кафе. Не так много мест на трассе, где можно вкусно и безопасно покушать. Раньше в составе «Катрана» была транспортная компания, занимающаяся грузоперевозками. Потом от нее отказались. Есть торговая фирма «Катран-Трейд», она занимается продажей рыбопродукции, причем не только нашего производства. Работает компания, занимающаяся заготовкой и переработкой дикорастущих - черники, клюквы, брусники, морошки – и продажей их в виде полуфабриката, в том числе и за рубеж, в Скандинавию.

- И что, в Скандинавии берут? Финские же, например, заготовители сами приглашают российских сборщиков ягод к себе на сезонную работу.

- Конечно, берут, потому что их устраивает наша цена и качество. А мы закупаем ягоду и в Мурманске и в других регионах России - у населения и компаний.

Что касается подстраховки рыбоперерабатывающего бизнеса другими компаниями, то это присутствует. Хорошо, что мы можем перехватывать друг у друга деньги, в случае необходимости. Это выгодно и удобно.

- А рыбопродукцию «Катран Кола» где, в основном, реализует?

- В Мурманской области. Если в другие регионы что-то и вывозится, то незначительное количество, но есть фанаты в других регионах именно нашей рыбы. Местный потребитель рыбопродукцию компании «Катран Кола» знает хорошо, потому товар на складе не залеживается. Все, что зарабатываем, вкладываем в модернизацию производства.

- Субсидией из областного бюджета, предназначенной для предприятий береговой рыбопереработки, пользуетесь? Насколько она компании необходима? Я слышала мнение Ваших коллег о том, что от властей им ничего не надо, кроме одного, - пусть не мешают работать.

- В прошлом и нынешнем году пользовались компенсацией части процентной ставки по кредитам. Компенсируют половину процентной ставки рефинансирования Центробанка. Сейчас это порядка 5 процентов годовых по целевым кредитам. Это не такие уж великие деньги, но если их предлагают, пусть будут.

- Что дает кампании «Катран Кола» членство в общественной организации Союз «Мурманский рыбоперерабатывающий комплекс»?

- Я занимаюсь непосредственно производством, а кто-то, в данном случае – Союз, пытается защищать наши права. Как говорится, специализация по профилю.

- Кризис на работе Вашей компании как-то отразился? Может быть, рыбопродукцию народ стал меньше покупать, экономя деньги?

- Мы производим столько, сколько можем продать, поэтому склад затарен быть не может, тем более что срок хранения нашей рыбопродукции – 2-4 месяца. Кризис, конечно, наложил свой отпечаток - темпы развития компании на определенном уровне остановились. А так мы развивались каждый год, хотели приобрести или отстроить новый цех, но теперь с этим придется повременить.

- Работники компании «Катран Кола» ощущают этот кризис? Вы кого-то сократили, перевели часть зарплаты в «серую»?

- Нет, с этим все нормально. Никого сокращать пока не пришлось, и люди у нас работают по Трудовому кодексу.

- Поддержкой, как предприятие малого бизнеса, «Катран Кола» пользуется?

- Нет. Я даже не понимаю, о чем Вы говорите.

- Знаю, что «Катран Кола» периодически принимает участие в региональном конкурсе «Лучшие товары и услуги Мурманской области». В 2009 году компания со своей продукцией - филе семги и форели в нарезку – вошла в число лауреатов этого конкурса. Зачем он Вам? Рыбопродукцию «Катран Колы» и так на местном уровне все знают.

- Если бы не нужно было заниматься имиджем, то компания «Сони» не тратила бы миллионы долларов на рекламу. «Катран Кола» участвует в этом конкурсе, но не ежегодно. Позвали поучаствовать – мы откликнулись. Это нужно делать, иначе про компанию забудут.

Что касается звания лауреата, то мы в этом году выставляли продукцию, которую выпускали и раньше, но теперь она производится в новой упаковке, с современным дизайном. Это, как Вы уже сказали, слабосоленая форель и семга, нарезанная тонкими ломтиками при помощи недавно приобретенного гильотинного слайсера. Конкуренты используют слайсеры, которые работают только с подмороженной рыбой, а это потеря качества и времени. Мы же используем только охлажденную семгу, безо всяких пищевых красителей. Наша гильотина позволяет резать подсоленное филе тонкими ломтиками без подморозки. «Катран Кола» стремится к тому, чтобы ее продукция не подвергалась замораживанию ни на одном этапе производства. Закупаем охлажденную рыбу в специальных термокоробах, засыпанную чистым норвежским льдом.

– Новая упаковка, о которой Вы говорили, приобретается за рубежом?

- У российских представителей зарубежных компаний. А полиэтиленовые банки – чисто российского производства. Есть в Петербурге завод, производящий такую упаковку очень хорошего качества. Не забываем и о местных производителях - в Мурманском тарном комбинате приобретаем картонные коробки.

- Конкуренты у «Катран Колы» в Мурманской области есть? Или у компании в этом отношении все складывается удачно?

- Конечно, есть, и очень сильные, поэтому расслабляться нам нельзя.

- Тогда пожелаем работникам «Катран Колы» успехов на этом поприще, на благо потребителям Мурманской области, которых, будем надеяться, вы не растеряете.

- Спасибо.

Лента новостей