16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
5:30 Суббота 20 апреля 2024

Алексей Петухов: «Кто хочет чего-то добиться в спорте или в жизни, быть лучшим или стать таким, как, например, Леша Петухов, нужно просто верить, идти и не бояться ничего»...

10:20 – 23 апреля 2010

Насчет Владимира Логинова. Я в свое время думал, что он мне как-то посодействует, чем-то поможет. К нему обращался, но поддержки, к сожалению, не было никакой. Обо всех вопросах, которые я поднимал, он то ли забывал, то ли не хотел решать...

На Кольском полуострове почти закончился лыжный сезон. В столице Заполярья уже прошли последние официальные соревнования по лыжным гонкам. Первенство Мурманска проводилось на призы знаменитого спортсмена, лучшего спринтера сборной России в Ванкувере, победителя этапов Кубка мира Алексея Петухова. Во время «именных» соревнований Алексей нашел время, чтобы побеседовать с корреспондентом Мурманского информационного агентства «Би-порт» о семье, о жизни и планах на будущее.

- Алексей, о себе: где родились, как здесь оказались, кто ваши родители?

- Я родился в Брянской области, в городе Клинцы, 28 июня 1983 года. Мой папа там и живет. Он очень долго работал водителем, сейчас на пенсии. Когда они с мамой развелись, маме пришлось переехать сюда, в Колу. Потому что здесь жил человек, к которому она могла поехать – это мой отчим, дядя Саша. Он тоже родом с Брянщины, а здесь ходил в море. После смерти отчима мама переехала в Подмосковье. Сейчас она там, тоже на пенсии. В Коле живет моя сестра, у меня есть маленькая племянница – ее дочь Полина. В следующем году уже пойдет в школу.

- Тоже на лыжи встанет, как ее знаменитый дядя?

- Не знаю. Если брать всю мою карьеру, то на самом деле было не очень легко. Хотя возможно, кому-то еще тяжелее было. Тут каждый выбирает, что хочет. Если племяннице понравятся лыжи, то я, конечно, посодействую. Не понравится – не буду оспаривать или осуждать, выбор всегда за самим человеком.

- А как Вы попали в лыжный спорт? Сами решили или за компанию, с друзьями?

- Это было, когда я еще пошел в первый класс. Конечно, друзья, прежде всего. Просто предложили, как это бывает: пойдем в эту секцию, пойдем в ту. И вот, когда пошли на лыжи, мне понравилось, и все другие секции как-то сами собой отпали. И к лыжам глубоко привязался. Был такой энтузиазм, что хотелось заниматься даже в выходные. Занятия в секции были по понедельникам-средам-пятницам, а я и в выходные катался у себя на «засыпке», в Коле.

- В школьные годы Вы еще жили в Коле?

- Да. Я перебрался в Мурманск уже после юниорского возраста – в 20 лет. То есть, приехал на Север в пять лет, 15 лет жил в Коле. После того, как мама уехала в Московскую область, я перебрался в Мурманск, и сейчас уже шесть лет живу здесь.

- Помните ли вы своих учителей?

- Я учился в Кольской школе № 1. Учителей, конечно помню… А любимым преподавателем я, в первую очередь, могу назвать нашего классного руководителя – Галину Васильевну Феоктистову. Кстати, когда недавно я общался с детишками на встрече в ДЮШОР № 3, она тоже приходила. Мне было очень приятно. На самом деле, Галина Васильевна всегда держала нас, как говорится, «в кулаке», и благодаря ей, наверное, мы были таким дружным классом... Она многое дала нам для жизни. Потому и, в принципе, никто из класса не потерялся. И каждый как-то проявил себя...

- А какой предмет в школе больше всего нравился? Кроме физкультуры, конечно…. Или физкультура не была самой любимой?

- Не могу сказать, что физкультура была любимой. Предпочтение зависело от времени. Например, в этом году – один предмет любимый, в следующем – другой. Мне и математика в какой-то период нравилась, и химия. Может, это было связано с отъездами на спортивные сборы, потому что когда приезжал, не всегда мог улавливать материал, часто приходилось догонять. Ведь предмет интересен, когда ты присутствуешь, вникаешь... Даже физика нравилась. В биологии я вообще четко разбирался, знал назубок. Спасибо Галине Васильевне – она учитель биологии. Я и в университет при поступлении сдавал биологию.

Кстати, не могу не вспомнить декана факультета дошкольной педагогики и психологии, где я учился – Смагу Анну Александровну. Постоянно чувствовал ее поддержку и помощь, несмотря на частые отсутствия из-за сборов. За что ей очень благодарен. Ну и конечно, Нина Владимировна Алябьева – преподаватель теории и методики физвоспитания. Я у нее как раз защищал дипломную работу. Она очень помогала. И даже сейчас, когда я в Мурманск приехал после Олимпиады, еще без жены, без ребенка, она мне сказала: «Привезешь их, обращайся – поможем».

- Кстати, я читала, что вы с будущей женой познакомились в поезде. Это правда?

- Да, так и было. Ехал в поезде, мне она понравилась очень. А я не знал, как подойти… Не то, что стеснялся, просто такая обстановка была, мы ехали со сбора из Ижевска в Москву. Потом себе говорю: «если не подойду, не прощу себе этого». И все-таки подошел, оставил свой номер телефона и попросил перезвонить... И все, первые два-три дня ждал, ответа не было. А ответ получил только через два месяца, когда я уже почти забыл. Потом общение, обмен фотографиями, встречи, и закрутилось, завертелось... В итоге, все сложилось.

- Не упустили свою судьбу. Тогда сразу вопрос о будущем. Все волнуются, переживают, где Вы будете жить. В Ижевск уедете?

- Душа у человека склоняется к тому месту, где он рос, где что-то родное. Поэтому я Колу люблю и Мурманск люблю. По-своему. И Клинцы я люблю, где родился и куда ездил каждое лето. Но могу сказать, что в Клинцах я однозначно жить не буду. Если взять Мурманск... Сейчас здесь я жить не могу с семьей, оставить жену в новом для нее городе – это неправильно. Мы, возможно, будем жить в Мурманске, когда я закончу со спортом, перестану разъезжать, и тогда жена будет рядом.

Но опять-таки – еще четыре года до Олимпиады – у меня будут постоянные поездки. За это время все может измениться. Вот сейчас, например, поеду на сборы, отправлю жену в Ижевск, ей будет там легче рядом с родителями. А на будущее – даже не знаю. В Мурманске, конечно, все хорошо. И люди хорошие, болеют, всегда поддерживают. Но мне, как спортсмену такого уровня, хочется поддержки не только моральной. Нужно чтобы и финансирование было, и система подготовки к выступлениям, – чтобы спортсмен не знал проблем. Могу объяснить, что имею ввиду. Я вот сейчас езжу, участвую в разных мероприятиях, а на самом деле в это время должен заниматься собой: питанием, тренировками, идти к еще большим результатам. Хотя все-таки я для себя считаю самым важным ходить, пропагандировать спорт. А как иначе? Как будет расти молодежь?

Останусь я или не останусь в Мурманске – буду думать. Посмотрим…

- Мама у Вас в Московской области. Ваш дом здесь. Жена из Ижевска. А где Вы храните свои награды? В частности, врученный президентом орден "За заслуги перед Отечеством"?

- Орден я храню дома, в Мурманске. У меня здесь много наград. Часть их – у мамы. Конечно, хотелось бы собрать все воедино. Но это будет тогда, когда я четко определюсь, где жить. Тогда выделю под них комнату, где все будет красиво развешено. Даже, возможно, организую что-то вроде домашнего мини-музея. Себя порадую.

- Алексей, где сегодня тренируетесь?

- Я тренируюсь там, где Федерация лыжного спорта планирует сборы. Сборная команда не тренируется ни в Московской области, ни в Ижевске, ни в Мурманске. Мы занимаемся на профессиональных базах, где возможно работать с полной отдачей, где все предусмотрено. То есть, ты вышел, потренировался, покушал, поспал. Тут же восстановительные процедуры. А в таких условиях, как дома, – когда для тренировки нужно куда-то ехать – заниматься сложно. Конечно, я тренировался, когда выхода не было, но это все не то. Это когда просто надо... Мы много сборов проводим за границей. В России использовали только две базы. Одна – в Рыбинске (Ярославская область) – там построили очень хороший комплекс, другая в Острове – в Псковской области. И то сейчас хотим от нее отказаться, потому что там все устарело. Еще используем в Белоруссии базу «Раубичи». Остальное все в Европе – Эстония, Австрия и так далее.

- Как Вы оцениваете состояние спортивной базы для лыжного спорта в Мурманске?

- Ну, какое тут у нас оборудование, сами посмотрите. Ничего толком нет. Вроде, хотят сделать освещенную трассу... Тут глобально надо все менять. Хотя здесь изначально очень хорошее место для занятий лыжами. Во многих регионах и такого нет. Но для этого нужны проекты, которые стоят очень больших денег.

Не хочется, конечно, говорить, что у нас все плохо. Нет, во многих регионах нужно менять систему подготовки, вкладывать деньги и тогда что-то будет меняться.

В Мурманской области можно проводить соревнования высокого уровня. Когда здесь, на 70-километровом марафоне в Мончегорске, присутствовал Георгий Кадыков (директор марафонов России и технический делегат на Кубках мира и на Олимпийских играх), ему очень понравилась трасса. А ведь Мончегорск – это наша область. И трасса раньше там была не лучше, чем в Мурманске. Но ведь смогли из нее сделать трассу уровня этапа Кубка мира. А все потому, что там Кольская ГМК вкладывает деньги. Вот и весь ответ.

У нас есть начальные условия. Но те, от кого зависит развитие спорта, должны понимать, что спорт – важен и нужен, и выделять на него финансирование. Вот результаты на последней Олимпиаде: они ясно показали, что спорт необходимо развивать, а в первую очередь – детский спорт, поднимать детские школы. Если этого не делать, то не будет в нашей стране ничего.

- Как раз после Олимпиады в Ванкувере лыжники написали письмо президенту России по поводу президента федерации Логинова и главного тренера Чарковского. Вы под этим письмом подписались… Были согласны с его содержанием?

- Да я подписывался… Но не хочу говорить что-то плохое. Подписал, потому что на тот момент считал и считаю, что это правильно. Просто на самом деле хочется поменять всю систему.

Насчет Владимира Логинова. Я в свое время думал, что он мне как-то посодействует, чем-то поможет. К нему обращался, но поддержки, к сожалению, не было никакой. Обо всех вопросах, которые я поднимал, он то ли забывал, то ли не хотел решать, то ли преследовал свои цели... Я сейчас нейтрален. Пусть он живет своей жизнью, я буду жить своей. Но как мурманчанин, он мне ничем не посодействовал и не помог.

- Вы как-то сказали, что Вам ни с кем не страшно соревноваться и не важно, кто бежит рядом. Так ли это?

- Да, на самом деле, в соревновательных эмоциях я хотел только побеждать. И мне было все равно, стоит ли там Нортуг или Хаттестад, или какой-то другой сильный спортсмен. Мне даже хотелось попасть в эту борьбу. Многие пасуют, боятся... У меня тоже есть чувство, но не страха, а мандража. Причем мандража спортивного, боевого. И оно появляется не потому, что боюсь проигрыша, а наоборот, потому что есть возможность выиграть, победить таких именитых спортсменов. Поэтому на трассу я выхожу с желанием и мыслью, что мне представился такой шанс стоять с ними рядом, бороться, и их победить!

А желание такое действительно появилось, когда стал выступать на соревнованиях мирового уровня. Потому что я с Нортугом стартовал и в прошлом году на Кубках мира, где я занимал призовые места, а Нортуг «в призы»не попадал, даже не выходил из четвертьфинала. В этом году он набрал хорошие обороты. Но с ним можно бороться, посмотрим, что будет дальше. Конечно, у них там система тренировок здорово продумана. Там спортсмен полностью отдается своему делу. У него есть менеджеры, которые занимаются всеми остальными вопросами. Он не знает никаких проблем с питанием, в передвижениях, организации тренировок… Наши же постоянно сталкиваются с этими проблемами – но это Россия, мы всю жизнь с проблемами... Не жалуюсь, не вижу смысла, это, наверное, не поменять, это наш российский менталитет, российская система такая. Поэтому когда выходишь с ними на старт, еще больше подхлестываешь себя: у тебя нет таких условий – но надо их обыграть.

Ощущение уверенности в себе, в своих силах, желание непременно победить – приходит постепенно. Причем, чем чаще ты выигрываешь, тем больше желания не проиграть, удержать завоеванную славу. В общем-то не страшно, а просто неприятно, если ты не попадешь на пьедестал. Представьте, был фаворитом, а потом бах – и ты никто… Труднее удержаться на высоте, а не покорить ее.

- Какое человеческое качество вам помогает в спорте? И какое - для Вас главное в жизни?

- В жизни, наверное, доброта. А в спорте – целеустремленность, стремление быть лидером. Упертость. Это у меня с детства…

- Ваши советы ребятам – и тем, кто занимается спортом, и тем, кто нет…

- Дети сейчас другие, время другое – и родители немножко по-другому воспитывают детей. Но хотелось бы сказать вот что. Кто на самом деле хочет чего-то добиться в спорте или в жизни, быть лучшим или стать таким, как, например, Леша Петухов, нужно просто верить, идти и не бояться ничего – ни тяжелых условий, ни нехватки времени... Нужно просто идти до конца, сражаться с погодой, с собой… Конечно, жизнь – это жизнь, кто-то может сломаться, у кого-то может не получиться. Но я уверен, что тот, у кого есть желание, кто идет до конца и отдается своему делу полностью, тот достигнет любой цели. Чтобы эта упертость была постоянно. И тогда все получится.

- Ваши планы на ближайшее время?

- На днях уезжаю в Москву, по своим делам, там у меня несколько встреч. Потом вернусь в Мурманск. Где-то в середине мая, в десятых числах, уже поеду на сбор. Он будет на Алтае. Поэтому хочется последние дни перед сборами провести спокойно, побыть дома. Только – семья и все.

Лента новостей