16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
15:19 Вторник 23 апреля 2024

Владислав ИГНАТОВ, председатель совета директоров московской инвестиционной компании «Теракон»: «Создать в Мурманске свободную экономическую зону вряд ли удастся»

9:42 – 23 октября 2007

Министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что в ближайшее время будут готовы все документы по созданию управляющей компании на территории морского порта Мурманск

Министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что в ближайшее время будут готовы все документы по созданию управляющей компании на территории морского порта Мурманск. Новая структура должна исполнить поручение президента Владимира Путина по повышению конкурентоспособности порта. Структура акционеров компании, которой предстоит реализовать инвестиционные проекты на 6 миллиардов долларов США, пока не определена. Но, судя по всему, инвесторы уже проявляют интерес к проекту. Мурманское информационное агентство попросило Владислава ИГНАТОВА, председателя совета директоров московской инвестиционной компании «Теракон», ответить на ряд вопросов о развитии Мурманского порта.

- Владислав Михайлович, вы в Мурманск надолго?

- Надолго. На несколько лет – это точно.

- Что заинтересовало в Мурманске вашу компанию?

- Если в целом - то транспортный узел. А если конкретнее – то Мурманский порт. Ведь второго такого порта в стране нет. Во-первых, он глубоководный, может принимать суда водоизмещением свыше 150 тысяч тонн. Во-вторых, он незамерзающий, работает круглый год. В-третьих, отсюда самое короткое плечо в Америку.

Судоходство из Мурманска не зависит от политической ситуации в мире, от капризов других стран, как, например, зависят от этого порты Балтики и Черного моря. Правда, есть еще Находка на Дальнем Востоке, тоже глубоководный порт, но от него до Европы значительно дальше. Да и по логистическим возможностям Мурманский порт превосходит Находку. Это порт будущего. Другое дело, что существующая инфраструктура здесь пока не отвечает возросшим требованиям…

Уже сегодня порт работает на пределе возможностей. А нагрузки возрастают. В прошлом году порт переработал 27 миллионов тонн грузов, в том числе 9,3 миллиона тонн нефтепродуктов. А уже в 2010 году через Мурманский порт предполагается отправлять только на экспорт почти в два раза больше нефтепродуктов. В том числе и продукты переработки.

- Имеется ввиду нефть со Штокмановского месторождения?

- Скажем так: и со Штокмановского тоже. Нефть и газ. Но ведь есть еще Приразломное и Варандейское месторождения. По мнению специалистов, они весьма перспективны. Мурманчане, наверное, знают, а для тех, кто не знает, сообщу: «Лукойл», разрабатывающий Варандейское месторождение и выполняющий перевозки нефти по Северному морскому пути, не раз высказывал потребность в наземной перевалке нефти в глубоководной зоне. Ему нужна такая площадка в России. Так почему бы не Мурманск?

Министерство транспорта, выполняя поручение президента, подготовило документы о создании новой управляющей компании Мурманского порта, которая должна реализовать инвестиционные проекты на 6 миллиардов долларов, или 130 миллиардов рублей.

- Действительно, очень большие деньги. На что же их планируется направить?

- Основные инвестиции пойдут на развитие порта. Предусматривается построить на западном берегу Кольского залива угольный терминал мощностью 15 миллионов тонн в год, причалы для перевалки контейнеров, генеральных грузов мощностью 3 миллиона тонн и нефтеперегрузочный комплекс мощностью 25-35 миллионов тонн.

Весь комплекс инвестиционных проектов по развитию порта оценивается еще больше - почти в 150 миллиардов рублей.

- И это всё – на средства частных инвесторов? Или государственный капитал тоже будет задействован?

- Финансирование предполагается осуществлять из нескольких источников. Так, расходы на железнодорожные проекты - из инвестиционного фонда, федерального бюджета и от ОАО «Российские железные дороги», в сумме они составят 60,9 миллиарда рублей.

А вот угольные терминалы потребуют частных инвестиций в размере 14,4 миллиарда рублей, контейнерный терминал - 10,9 миллиарда, а нефтеперевалочный комплекс мощностью 35 миллионов тонн - 46 миллиардов рублей.

- Мурманчане уже столько наслушались про нефтяную трубу и золотой дождь, который эта труба обрушит на северян, что ныне сообщения на нефтяную тему воспринимаются с большой долей скепсиса.

- Людей можно понять. Всем хочется, чтобы изменения, особенно в лучшую сторону, происходили быстро. Но в экономике, особенно в серьезной, так не бывает. На поиск и разработку нефтяных и газовых месторождений, особенно на шельфе арктических морей, требуются годы. Те проекты, необходимость которых губернатор Мурманской области Юрий Алексеевич Евдокимов уже несколько лет проталкивает на самых разных уровнях, сейчас переходят в стадию реализации. В этом несомненная заслуга вашего губернатора и его команды.

- Не окажется ли мыльным пузырем этот проект? Вы можете дать какие-нибудь гарантии?

- Я не Господь Бог. В экономике слишком много факторов, которые влияют на принятие решений. Факторов не только экономических, но и политических. Подчас ситуативных. Это конфликт интересов. Это глубокий анализ, расчет. Ну и риск, конечно.

Вложить более 6 миллиардов долларов – это не супермаркет построить. Не раскрывая коммерческих тайн, скажу, что в ближайшее время в Мурманск приедут представители очень крупного банка, несколько частных соинвесторов, и здесь, на месте, будем еще раз все обсуждать и взвешивать.

- Шансы положительного решения есть? Как вы думаете?

- Отвечу так: я в Мурманске уже решил жилищный вопрос для своей семьи, прописался. Если человек переезжает из Москвы в Заполярье, это, согласитесь, о чем-то говорит. Не так ли?

- Приход инвестиций – хорошо, а что это даст простым людям? Многие полагают, что для строительства терминалов, нефтеперегонных заводов, а затем и для их эксплуатации будет применяться вахтовый метод, то есть специалистов начнут возить откуда-нибудь из Сибири или средней полосы. А временные люди, временщики – беда для любого города…

- Да ну, ерунда! Никто никого и никуда возить не собирается. Сегодня, для сведения, в стране недостаток квалифицированной рабочей силы. Времена тотальной безработицы канули в Лету. Все специалисты, кроме разве что менеджеров высшего звена, будут местные.

Инвестиции, кстати, позволят решить многие социальные проблемы региона. Будет создано дополнительно много рабочих мест. Скажем, планируем построить два нефтеперабатывающих завода. Один, небольшой, вблизи Мурманска, другой, значительно производительнее, ближе к выходу из залива. Их задача – ежегодно перерабатывать 10 миллионов тонн нефти. Вот вам уже более пяти тысяч рабочих мест.

А что такое, скажем, свой, местный, топочный мазут? Сегодня в Мурманск привозится 1,3 миллиона тонн мазута. По цене 6 тысяч рублей за тонну. Везут из Уфы. Транспортная составляющая в стоимости мазута – около двух тысяч рублей в каждой тонне. Кто ее сегодня оплачивает? Владельцы жилья и квартиросъемщики, мы с вами платим за то, что цистерны по железной дороге туда-сюда катаются. Если топливо станет дешевле, это неизбежно отразится на квартплате.

Другой аспект. Сегодня мурманские котельные работают на жидком топливе. Это дорого и неэффективно, не говоря о вредных для здоровья выбросах в атмосферу. Близость Штокмановского газоконденсатного месторождения ставит в практическую плоскость такие проекты как возведение завода по сжижению газа. А перевод котельных на газ позволит экономить значительные средства и, как следствие, снизить квартплату.

Далее. В бюджетах области и города не хватает средств на ремонт дорог и придворовых территорий, поддержку здравоохранения и образования, борьбу с наркотиками, физкультуру и спорт, социальную защиту пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда. На ремонт ветхого жилого фонда и расселение людей из аварийных домов. Я видел в Мурманске послевоенные «деревяшки» с удобствами на улице. Для областного центра, для города-героя - это позор. Хотя кинуть камень в городские или областные власти рука не поднимется. Область дотационная, денег нет подчас на самое насущное. Пока нет.

- Владислав Михайлович, а существующая законодательная база не препятствует реализации проектов, приходу сюда больших и серьезных инвестиций?

- По большому счету, уже сегодня можно приступать к работе по модернизации Мурманского порта. Нерешенные проблемы, конечно же, остаются. Например, конкурентоспособности российских портов мешают высокие налоговые сборы на грузы.

Создать в Мурманске свободную экономическую зону вряд ли удастся. Это понимают и экономисты, и органы региональной, местной власти. Сейчас многие уповают на свободную портовую зону. Тем более что в Государственной Думе и Совете Федерации закон о свободных портовых зонах получил одобрение. Видимо, в ближайшее время он будет подписан президентом.

Вот только воспользоваться и этим законом Мурманск не сможет. Во всяком случае, в ближайшие годы. Ведь одно из условий создания свободной портовой зоны - наличие не менее 50 квадратных километров (!) площади порта. Чтобы соответствовать этому условию, надо активно осваивать западный берег Кольского залива, что и будет делаться, но не сегодня и не завтра. Так что этот закон пока не для нас.

Однако не стоит опускать руки. Есть другой вариант – свободная таможенная зона. Над этой идеей и будем работать. Удастся претворить ее в жизнь – многим российским портам, в том числе и Мурманскому, дышать стнет легче.

Лента новостей