16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
19:41 Четверг 25 апреля 2024

Александр Макаревич, глава регионального отделения партии «Справедливая Россия» и руководитель депутатской фракции в облдуме: «Сегодня есть две России: телевизионная, где все хорошо и комфортно, и та, которую видишь, когда отворачиваешься от экрана»

9:35 – 19 марта 2008

В марте исполнился год, как была избрана Мурманская областная дума четвертого созыва

В марте исполнился год, как была избрана Мурманская областная дума четвертого созыва. С первого заседания регионального парламента стало очевидным: законодательное собрание стало более структурировано по политическим взглядам, что обещало обеспечить если не серьезную конфронтацию, то, непременно, проявление оппозиционности. Представители партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия» сразу оказались по разные стороны баррикад. Первые заручились поддержкой губернатора и пообещали ответные жесты со своей стороны, вторые в своей работе уповали на здравый смысл и веру в то, что справедливость восторжествует. Глава регионального отделения партии «Справедливая Россия» и руководитель одноименной депутатской фракции в областной думе Александр Макаревич был и остается, как он сам о себе говорит, «последовательным оппонентом региональной исполнительной власти и подконтрольного ей агрессивно-послушного думского большинства в лице фракций «Единая Россия» и ЛДПР».

- Александр Геннадьевич, 2007 года был богатым на политические события. А что Вы можете выделить?

- Конечно, выборы в региональный и федеральный парламенты. В марте прошлого года за список кандидатов «Справедливой России», которая впервые участвовала в выборах, проголосовало более 16 процентов избирателей, что позволило «провести» в областную Думу трех человек. Столько же представителей нашей партии выиграли выборы в мажоритарных избирательных округах. К слову, этого не удалось ни КПРФ и ни ЛДПР. По итогам выборов в заксобрании региона появилась фракция «Справедливой России» из шести депутатов – не конформистская и самостоятельная в определении своей позиции и решениях. Каждый депутат - интересная и яркая личность, с богатым жизненным и профессиональным опытом.

По итогам выборов в Госдуму «Справедливая Россия» стала парламентской партией. В нашей области 2 декабря партию поддержали около 50 тысяч избирателей – почти на 14 тысяч больше, чем 11 марта. Получив 11,71 процента голосов, мы оказались на 7 месте среди российских регионов.

Я и мои единомышленники расцениваем эти результаты не только как серьезный политический успех молодой партии, но и, прежде всего, как нашу моральную победу. В прошлом году исполнительная власть региона и подконтрольная ей «Единая Россия» избрали «Справедливую Россию» в качестве основного политического противника. Именно наша партия стала объектом различных провокаций и судебных исков. Дважды мы были вынуждены отстаивать законное право наших представителей на участие в выборах в Верховном Суде. Уже сам этот факт говорит о беспрецедентном давлении на партию. Но мы выстояли.

- Какой, на Ваш взгляд, была экономическая составляющая жизни региона в 2007 году?

- Для областного бюджета 2007 год выдался, как никогда, удачным. Фактические доходы бюджета более чем на 8 миллиардов рублей – почти на треть - превысили плановые показатели. Но заслуги региональных властей здесь нет. К увеличению прибыли и налоговых отчислений крупных предприятий, а, следовательно, и росту доходов бюджета привела благоприятная конъюнктура цен на металлы и минеральные удобрения на мировых рынках.

В последние годы существенным элементом системы межбюджетных отношений в регионе стала практика так называемых трехсторонних соглашений между правительством области, крупными налогоплательщиками и администрациями населенных пунктов, где они расположены. Их заключение неизменно преподносилось как высший пилотаж договороспособности и финансовой дипломатии исполнительной власти. В соответствии с соглашениями более половины огромных дополнительных доходов бюджета 2007 года под разным соусом вернулись в исходную точку – в районы и города, где расположены производственные мощности этих предприятий. Хорошо это или плохо? На этот счет существуют разные точки зрения.

Но что очевидно: наряду с выгодой для территорий, где прибыльно работают градообразующие предприятия, такая практика привела и к определенным перекосам в сфере выравнивания показателей бюджетной обеспеченности в разрезе всех муниципальных образований области. Образно говоря, у одних муниципалитетов с деньгами становилось густо, а у других - пусто.

Эта проблема проявилась при обсуждении изменений в закон об областном бюджете на 2008 год, вызванных необходимостью повышения на 14 процентов зарплаты работникам бюджетной сферы по инициативе президента Путина. Муниципалитетам, сформировавшим на начало года значительные остатки свободных средств, источником которых в том числе стали дополнительные доходы от исполнения трехсторонних соглашений, отказано в предоставлении дополнительной помощи из областного бюджета на выплату повышенной зарплаты.

А теперь в схожем положении может оказаться и сама область. По итогам исполнения консолидированного бюджета области в 2007 году у нас образовался профицит (превышение доходов над расходами) в размере 2,219 млрд. рублей, и российский Минфин, по признанию областных финансистов, вряд ли будет спешить протянуть региону руку помощи для восполнения недостающего миллиарда на выплату повышенной зарплаты. Я думаю, что отчасти причины этой проблемы коренятся в еще недавно столь прославляемой налогово-договорной практике взаимоотношений областного правительства с крупными налогоплательщиками и иных издержках проводимой финансовой политики.

- И все же Ваше мнение об итогах экономического развития региона в прошлом году…

- К сожалению, показатели социально-экономического развития области в 2007 году не вызывают оптимизма. Экономика региона по-прежнему остается в тисках стагнации и спада.

Позитивные сдвиги проявились в прошлом году лишь в сельскохозяйственной отрасли, где прирост животноводческой продукции составил 12,5 процента. Но и здесь есть ложка дегтя. Лишенное серьезной государственной поддержки оленеводство региона продолжает хиреть, и перспективы его выхода из кризиса при сохранении существующей политики остаются весьма туманными.

Мы являемся единственным регионом в Северо-Западном федеральном округе, где индекс промышленного производства снизился к уровню 2006 года и составил 98,2 процента, что означает сокращение физического объема производимой продукции (помимо Мурманской области лишь 8 российских регионов допустили снижение данного показателя).

Более чем на 7 процентов уменьшились объемы инвестиций в основной капитал, а это значит, что замедлились темпы обновления основных производственных фондов предприятий региона.

По «достижениям» в жилищном строительстве в масштабах всей страны мы опережаем только Агинский Бурятский и Чукотский автономные округа, численность жителей которых в десятки раз меньше населения Мурманской области. Но даже в этой отрасли, где объемы введенных квадратных метров общей жилой площади в нашей области составляют микроскопическую долю от аналогичных показателей подавляющего большинства регионов страны, мы допустили снижение на 2,3 процента, попав в пятерку самых отстающих российских регионов.

Остаются нерешенными проблемы рыбопромышленного комплекса, хотя перелом ситуации на этом направлении зависит, прежде всего, от политики федеральных органов власти. Но факт остается фактом: рыболовный промысел и рыбопереработка также потеряли десятую часть прежних объемов.

На высокой отметке завис уровень безработицы, составляя 6,5 процента от трудоспособного населения региона. Быстрыми темпами, хотя и не сильно выделяясь на общероссийском фоне, растет стоимость жизни.

Повторюсь, к сожалению, так выглядит объективная картина. Видимо, по этой причине, комментируя проблемы экономического развития региона, областное правительство смещает акценты с не очень радужного настоящего на более заманчивое будущее, которое связывается с приходом в регион большой нефти и газа.

- 2 марта в России прошли выборы президента. Как Вы оцениваете избирательную кампанию? Вас что-то удивило?

- Итоги выборов президента, по моему мнению, делают еще более актуальным выбор и эволюционное осуществление социально-демократической повестки развития нашей страны. Я уже говорил ранее, что Дмитрий Медведев в лице членов «Справедливой России», поддержавшей его выдвижение на пост президента, обрел для себя критических сторонников. И мы, в отличие от «Единой России», видим свою задачу не в угодливом поддакивании новому главе государства, председателю правительства и власти вообще, а в честном и объективном представлении им нашей позиции по ключевым вопросам развития страны.

Отрадно, что многие предложения нашей партии по решению социально-экономических проблем общества стали составной частью программных заявлений действующего и избранного президентов. Это касается признания необходимости серьезных изменений в системе пенсионного обеспечения, преодоления вопиющего социального расслоения общества, реформы доходов граждан, отношений труда и капитала, сильной демографической политики и системных инвестиций государства в человеческий капитал путем модернизации образования и здравоохранения, действенной борьбы с коррупцией. И в результате - кардинального улучшения качества жизни большинства населения.

Но для успешного решения этих задач необходимо не свертывание, а, как раз наоборот, развитие реальной политической и межпартийной конкуренции, постепенный демонтаж системы доминирования одной партии, созданной в конкретных исторических условиях. В противном случае, стабильность, о которой в последнее время так много говорится, может плавно и незаметно перетечь в застой.

Реальная политика не может бесконечно долго подменяться политическими технологиями. Это утверждение имеет отношение и к прошедшей президентской кампании. Хотим мы того или нет, но привлечение граждан на избирательные участки с помощью вещевых лотерей, розыгрышей призов и прочих «фишек» такого рода, широко практиковавшееся в нашей области и других регионах, объективно не только искажает истинную картину волеизъявления граждан, но и девальвирует сам результат выборов.

- Вас удивил результат Геннадия Зюганова, который показал, что коммунистическим ценностям доверяет каждый пятый проголосовавший россиянин?

- Я думаю, что он вполне ожидаем. Сегодня есть две России: телевизионная, где все хорошо и комфортно, и та, которую видишь, когда отворачиваешься от экрана. Эти две картинки очень часто не совпадают. Не совпадают потому, что на телеэкране в последнее время не всегда увидишь Россию униженную и оскорбленную – нищих пенсионеров, инвалидов, считающих каждую копейку бюджетников, ставших работающими бедными. При всей мощной пропаганде достижений последних лет, таким людям трудно голосовать за действующую власть, которая еще не услышала их проблемы.

Во-вторых, некоторые сторонники нашей партии, не увидев кандидата от «Справедливой России», которая притягивала к себе значительную часть избирателей левых политических взглядов, поддержали лидера КПРФ.

Принципиальным в этом плане является заявление избранного Президента, что интересы избирателей, проголосовавших за других кандидатов, также будут учитываться в проводимой им политике.

- Как Вы полагаете, кому из кандидатов ушел процент протестного голосования?

- Мне кажется, их примерно поровну поделили между собой Зюганов и Жириновский. Что-то, по меткому выражению последнего, перепало «фиктивному кандидату» Богданову.

- Как Вы можете оценить взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти в регионе?

– В этой паре ведомой выступает областная Дума, а доминирующая фракция «Единая Россия» приставлена следить, чтобы слабая партнерша не сбивалась с такта. Такая модель отношений удобна для исполнительной власти, которая без особого труда может провести через Думу любое решение, но вряд ли выгодна избирателям.

При сложившемся положении вещей законодательный орган зачастую выступает лишь в роли безропотной машины для голосования, а его важнейшие по отношению к исполнительной власти функции – экспертная и контрольная – реализуются не в полной мере. С этой точки зрения, а не по формальным признакам, областная Дума четвертого созыва в реальной политической практике за год своей работы так и не стала самостоятельным и полноценным институтом власти, смирившись с подчиненной ролью законодательного отдела областного правительства. В итоге граждане имеют все более дорогостоящий, но неэффективный и малополезный региональный парламент.

К сожалению, деятельность и самой думы далека от норм цивилизованного парламентаризма и уважения к закону. Депутаты фракции «Единая Россия» на первом заседании регионального парламента пренебрегли положениями 58-й статьи Устава области, которая определяет, что «избрание должностных лиц областной Думы осуществляется с учетом представительства в их составе депутатов каждой фракции политической партии». Эта норма применительно к «Справедливой России» до сих пор не реализована – несмотря на требование прокуратуры области устранить допущенные нарушения закона. За всем этим торчат уши исполнительной власти, которая заняла в данном вопросе недальновидную и крайне деструктивную позицию.

Действительно, депутаты нашей фракции нередко расходятся во взглядах с думским большинством и областным правительством. Но, поверьте, это не вкусовые придирки и не желание идти наперекор всему и вся, а принципиальная позиция.

Например, мы выступаем против лоббистских действий, направленных на удовлетворение за счет областного бюджета интересов отдельных коммерческих структур. Спрашивается, почему частному предприятию, каким является комбинат хлебопродуктов, должны давать многомиллионный кредит из областной казны под 4 процента годовых?

Мы не будем закрывать глаза на многочисленные нарушения закона, которыми опутаны некоторые стройки, начатые по инициативе областного правительства, и намерены решать эту проблему с привлечением правоохранительных органов.

Мы считаем ненормальным, когда региональные целевые программы, на которые расходуются сотни миллионов бюджетных рублей, принимаются правительством области без участия думы и даже не обсуждаются на ее профильных комитетах. Фракция «Справедливая Россия» считает, что бюджетный процесс в нашем регионе и сам региональный бюджет должны стать куда более прозрачными.

Эти и многие другие проявления нашей самостоятельной позиции в думе, разумеется, отнюдь не приветствуются исполнительной властью, которая вообще хотела бы видеть думу тихим болотцем.

- Александр Геннадьевич, насколько перспективна социально-экономическая ситуация в регионе? Верите ли Вы в то, что область находится на пороге больших перемен?

- Я бы не стал присоединяться к тем, кто с блеском в глазах рассказывает, что вот-вот грядут большие перемены. Прогноз социально-экономического развития Мурманской области до 2010 года, подготовленный областной администрацией, по сути, не обещает в ближайшие три года никакого экономического роста.

- На чем, на Ваш взгляд, будет базироваться региональная экономика в будущем: на уже имеющихся месторождениях полезных ископаемых или главенствующую роль займет газовая составляющая?

- Безусловно, в долгосрочной перспективе именно «Газпром» и нефтяные компании дадут новый мощный толчок развитию экономики региона. Уже сейчас мы наблюдаем десантирование сотрудников отдельных его дочерних компаний на Кольский полуостров. Но нужно понимать, что это лишь первые шаги. Когда начнется сама поставка газа на материк – в 2013 или 2015 году, или пройдет еще несколько лет от запланированного срока – полной ясности нет. Насколько известно, пока не сделан и выбор технологического способа добычи и доставки газа на берег из зоны Штокмана. Но в любом случае ключевые рычаги управления этим процессом находятся в руках самого «Газпрома» и федерального центра, а не региональной власти. Ее задача на этом этапе - содействовать подготовке кадров рабочих и технических профессий, которые будут востребованы на рынке труда, развитию инфраструктуры и строительству жилья.

Старые локомотивы производства Кольского полуострова – горнорудные, горно-химические и металлургические предприятия в обозримом будущем сохранят свое значение для экономики края. Истощение ресурсной базы, ухудшение горно-геологических условий добычи сырья и сокращение в нем полезных компонентов им придется компенсировать более активной работой по доразведке месторождений, планомерной работой по сокращению издержек производства и повышению производительности труда. Представить их успешную работу без мощной модернизации производства просто невозможно.

Безусловно, одним из далеко не использованных резервов экономического роста является развитие малого и среднего бизнеса. С точки зрения реальной государственной поддержки здесь вообще поле не пахано. Если за таковую «поддержку» принимать выдачу областным фондом развития малого предпринимательства (ФОРМАП) кредитов под 30 процентов годовых(!), получая на это средства из областного бюджета под 6 процентов, то я, как говорил один юморист, балерина.

- Александр Геннадьевич, чем можно объяснить, что многие федеральные и региональные законы не работают?

- Чтобы изменить такую ситуацию, законы должны содержать больше норм прямого действия, не требующих принятия дополнительных подзаконных актов.

Нельзя принимать законы без учета мнения тех, в интересах кого они разрабатываются. Это могут быть разные категории населения - инвалиды, молодежь, коренные малочисленные народы, а также общественные объединения граждан. Необходимо взять за правило приглашать их к участию в законотворческом процессе еще на стадии разработки законопроектов. Следование этому правилу исключит казусы, подобные тем, что случились с проектами законов «Об общественной палате Мурманской области» и «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера». Повышать качество законов может общественная экспертиза их проектов, но ее проведение в нашем регионе пока достаточно редкое явление. И уж по крайней мере законодательные акты во вред их качеству не должны приниматься в спешке и впопыхах, как это нередко бывает в нашей Думе.

- Интеграция молодежи в органы власти – миф или реальность? Чем можно объяснить почти полное отсутствие молодых специалистов в органах власти?

- У нас в области эта проблема имеет достаточно внятное объяснение – заметно постарели лица, которые занимают руководящие посты. Многим уже за 60…, но хочется работать дальше. О проблеме вливания «молодой крови» в структуры власти говорят давно и очень много, но фактически она не решается. Быть может, она требует законодательного регулирования путем вменения в обязанность органов власти и управления формировать кадровый резерв. Поле деятельности здесь есть и для политических партий. Включая молодых граждан в предвыборные партийные списки, можно добиваться омоложения депутатского корпуса.

- Каким Вы себе представляете партийное поле России до 2012 года?

- Так далеко заглядывать непросто. Что касается «Справедливой России», то уверен, что у нее есть все шансы заручиться большей поддержкой россиян, если она продемонстрирует эффективность своей работы в законодательных органах власти и действительно станет идеологической (социал-демократической) партией. Объективных условий для появления какой-либо новой масштабной партии на левом фланге я пока не вижу. Но полагаю, что такая партия может появиться на правом политическом фланге. И зависеть это будет от поведения и действий уже существующих объединений – «Яблока», «СПС» и ряда других.

Лента новостей