16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
19:54 Четверг 28 марта 2024

«Детская деревня – SOS – это дом, это семья! Здесь я – мама, а это мои дети, часть моей большой семьи»

12:00 – 14 сентября 2018

С нами беседует о Детской деревне и о том, как там устроена жизнь одна из первых SOS-мам – Софья, которая посвятила себя воспитанию детей, которым на самом начальном этапе жизни пришлось нелегко

Детской деревне – SOS Кандалакша исполняется 15 лет. За эти годы многое поменялось и для Кандалакши Детская деревня теперь – своего рода многофункциональный социальный центр. Здесь реализуется и классическая модель SOS-семей, и ведется сопровождение приемных семей как внутри Деревни, так и во вне, существует образовательный проект, в рамках которого проводятся тренинги для учителей школ, где учатся сироты. А еще это первая Детская деревня, которая начала предоставлять услугу временного размещения детей в Детской деревне – SOS по запросу законного представителя. И эта услуга оказалась очень востребованной. В общем, можно смело сказать, что Детская деревня – SOS Кандалакша оказывает наибольший комплекс социальных услуг по сравнению с другими Деревнями.

И сегодня мы возвращаемся к тому, как все началось. К точке отсчета, когда в Деревню пришли первые дети и обрели свой дом. С нами беседует о Детской деревне и о том, как там устроена жизнь одна из первых SOS-мам – Софья, которая посвятила себя воспитанию детей, которым на самом начальном этапе жизни пришлось нелегко.


Софья, мы начнем, наверное, уже с традиционного вопроса про одну из основ в модели «Детских деревень – SOS» – о профессии SOS-мамы. Не всегда понятно, о чем эта «профессия». Как вы решили стать SOS-мамой, какие были требования?

Я работала воспитателем в детском доме №2 в Мурманске, когда увидела объявление о наборе мам в строящуюся Детскую деревню – SOS Кандалакша. Требования в объявлении показались мне очень странными: нужны незамужние женщины без детей, до 45 лет, для постоянного проживания… Это все интриговало, мне очень захотелось узнать, что это такое, и что же в Детской деревне не так как в детском доме. И я пошла в Школу SOS-мам, хотя совсем не подходила по параметрам: есть сын и дочь, возраст 45 лет. Но после собеседования мне разрешили остаться. Мои дети уже взрослые, поэтому я могла посвятить себя детям-сиротам, которым не хватало любви и заботы.

И когда вы приступили к своим обязанностям?

Через несколько месяцев, в марте мы, все мамы, переехали в Детскую деревню. Строительство подходило к концу, и дома были почти готовы. Следующие несколько месяцев мы готовили их к приезду детей. Клеили обои, покупали люстры, ковры, шторы, выбирали посуду, искали постельное бельё с детскими узорами. Ведь эти с виду одинаковые здания должны были стать настоящими домами для многих детей-сирот. А значит, они не должны выглядеть как шаблонные спальни одного учреждения. Поэтому каждая мама подходила к своему дому очень индивидуально, и не было никаких правил касательно цвета, наличия строго определённой мебели или посуды, одинаковой для всех семей. Теперь каждое здание стало настоящим домом.

Итак, дом уже ждал своих первых жителей. Как к вам попали первые дети, как это было?

В июле директор позвал меня съездить в г.Кола в больницу к двум девочкам-сестрам, которые остались без попечения родителей. По дороге я просила директора не представлять меня девочкам как маму, ведь они только что лишились своей родной мамы, и назвать так же какую-то другую женщину будет для них очень неприятно. Встреча прошла хорошо. Мы пообщались как друзья, понравились друг другу. Катя девяти лет и Зина шести лет были очень худенькие и маленькие, жались ко мне как птенчики.

Их привезли ко мне через несколько недель. Это было 22 июля, с тех пор мы и отмечаем день рождения Детской деревни именно в эту дату, ведь в этот день пришли первые дети. Я приготовила для них комнату в розовом цвете с цветами на обоях и красным ковром. Сёстры ходили по дому с раскрытыми ртами, восхищенно ахали, рассматривая комнаты, кухню с накрытым столом, красивые люстры и свои постели: «Это наш дом? Это всё для нас? Мы будем жить здесь каждый день? Насовсем?» На этот раз директор представил меня: «Это Ваша новая мама».

Наверное, девочкам сложно было сразу назвать Вас «мамой». И, честно говоря, это звучит немного странно. Как они адаптировались к этому?

На самом деле здесь нет ничего странного. Все зависит от подхода и атмосферы в доме. Конечно, поначалу, девочки, бегая по дому, со мной почти не разговаривали и никак ко мне не обращались. У нас не было строгих правил, как называть меня: по имени отчеству или мама. Они могли сами выбирать, как им удобно. Но как-то раз я позвонила своей дочери и пригласила её приехать на выходные. Дочка приехала и, конечно же, за выходные назвала меня мамой и мамулей множество раз. Тогда и девочки понемногу начали.

Какие трудности были на начальном этапе адаптации детей в Вашей новой семье?

Поначалу Катя и Зина относились ко многому подозрительно, ждали подвоха. Например, никак не могли принять мои выходные. Мы, мамы, редко брали их по воскресеньям, как положено по расписанию. В основном копили и брали сразу несколько дней, чтобы была возможность съездить к родственникам и друзьям. Так и я раз в месяц брала сразу 4-5 дней и уезжала в Мурманск к старшим детям. Первая разлука была, конечно же, ужасной. Как я не пыталась объяснить девочкам про свои выходные, они всё равно бежали вдоль забора и кричали «Не бросай нас!», а я рыдала в автобусе. Но такие редкие разлуки были необходимы. Постепенно Катя с Зиной убедились, что я всегда возвращаюсь и всегда ровно в тот день, что и сказала заранее. И вот тогда они мне по-настоящему поверили и успокоились.

Еще девочки несерьезно относились к правилам этикета. На праздник открытия Детской деревни – SOS пригласили принцессу Норвегии Марту-Луизу в благодарность за то, что средства на строительство Деревни были собраны в Норвегии. После официального праздника принцесса, директор и другие гости должны была прийти на ужин именно в наш дом. Мы долго готовились.

Я учила девочек пользоваться разными приборами, а также как здороваться, как разговаривать, как красиво сидеть и прилично кушать. Говорила, что настоящие девочки-принцессы, когда сидят, держат ножки вместе. Катя с Зиной относились ко всему с сомнением, думали, что я их обманываю, говорили: «Настоящих принцесс не бывает, это только в сказках они есть». И вот наступил долгожданный вечер. Девочки воспитанно поздоровались, познакомились, и все гости наконец сели за стол и начали ужинать. Вдруг, мои Катя и Зина в прекрасных вечерних платьях резко соскальзывают со стульев и прячутся под стол. Мы замерли от неожиданности, а девочки уже вылезают обратно и говорят: «Да, мама, ты правду сказала, у принцессы коленки вместе!»

Девочки часто вспоминали о том, что было в их жизни до Детской деревни?

Нет, это происходило не очень часто. Иногда их воспоминания были связаны с какими-то знаменательными датами. Вот, например, первый День рождения в Детской деревне – SOS, который был у Кати. В этот день мы приготовили ей подарок, создали для нее настоящий праздник. Она радовалась и грустила одновременно, вспоминая: «А раньше в свои дни рождения я сидела под столом, пока взрослые пили водку». Но тогда я ей ответила, что теперь их дни рождения будут только хорошими и радостными, как сегодня!

Сколько ребят вы воспитали в Детской деревне?

Всего за 12 лет работы в Деревне я вырастила 10 детей. Сейчас я уже на пенсии, уехала в Астрахань и забочусь о своих родителях, которым уже под 90 лет. Так сложилось, что я и мои детки живём в разных городах, и у нас нет возможности видеться часто. Но я вспоминаю всех и скучаю каждый день. Я обязательно приеду 15 сентября на пятнадцатилетие Детской деревни – SOS, повидаюсь со своими детьми, другими мамами и сотрудниками.

Вы говорили, что Вас во время учебы в Школе SOS-мам спрашивали, поняли ли вы, чем отличается Детская деревня от детского дома?

Да, сейчас я вспоминаю Школу мам и тот вопрос. Я это поняла после нашего первого путешествия с детьми к моим родителям. Я старалась показать детям как можно больше, возила их на море и гулять в парки. Когда мы вернулись в деревню, директор спрашивал их о впечатлениях. Я была уверена, что дети станут рассказывать о каруселях и цирке, а они говорили наперебой только о дедушке и бабушке! Очень неожиданно для меня было понять, что даже для таких маленьких детей семья дороже игрушек и развлечений. В детском доме я была всего лишь воспитатель. Я искренне дружила и с теми детьми, старалась для них, но моя смена заканчивалась, я шла домой. В это время с ними были другие смены, и не одна. А Детская деревня – SOS – это дом, это семья! Здесь я – мама, а это мои дети, часть моей большой семьи. И их веру в меня как в маму я бы ни на что никогда не променяла!

Лента новостей