16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
8:46 Четверг 25 апреля 2024

Михаил Попов, генеральный директор ОАО «Колэнергосбыт»: «100 дней – достаточно для осмысления и оценок»

9:33 – 21 августа 2008

Перспективы развития электроэнергетики Мурманской области остаются в фокусе внимания как СМИ так и широких кругов общественности

Перспективы развития электроэнергетики Мурманской области остаются в фокусе внимания как СМИ так и широких кругов общественности. Реформа отрасли, приведшая к ликвидации общенациональной монополии РАО «ЕЭС России», разделение региональной монополии ОАО «Колэнерго» на несколько независимых компаний, внедрение рыночных отношений, и, конечно, существенные кадровые перестановки становятся заголовками публикаций первых полос информационно-аналитических изданий.

Уже 100 дней у руля ОАО «Колэнергосбыт» - гарантирующего поставщика электроэнергии Мурманской области - находится новая команда управленцев. Срок достаточный для подведения первых итогов работы в компании. О том, что сделано, какие задачи стоят сейчас перед компанией, и как они решаются, с нами поделился генеральный директор ОАО «Колэнергосбыт» Михаил Попов.

- Михаил Анатольевич, Вы – опытный энергетик, пришли на новое место работы после скандального ухода предшественника. Каковы были Ваши первые впечатления от нового места работы, с чем пришлось столкнуться?

- Да, я проработал больше 10 лет в достаточно крупных энергетических компаниях, в ГОУТП «ТЭКОС», в том же «Колэнерго» на каскаде Пазских ГЭС, и, честно говоря, я привык к тому, что такие компании довольно устойчивы, инерционны в хорошем смысле этого слова, и развалить их работу, даже если очень стараться, довольно сложно. Колэнергосбыт, как наследник бывшего важнейшего филиала «большого Колэнерго», в моем понимании, был тоже одной из таких структур.

Но после знакомства с реальным состоянием дел в компании, я понял, что мои представления об устойчивости «старых добрых» энергетических структур несколько устарели. Положение дел в мае, когда я пришел в компанию, было настолько плачевным, что нам пришлось буквально вручную управлять «судном», покинутом бывшими горе-менеджерами «в штормовую погоду», и прихватившим при этом с собой, или намеренно повредившими все основные «системы навигации», а также средства спасения. При этом команда специалистов, оставшаяся на предприятии, была запугана и дезинформирована о реальном положении вещей на предприятии, его «координатах» в штормовом «море». Поэтому первое, что нужно было сделать – это восстановить контроль над управлением, успокоить коллектив, настроить его на созидательную работу. И мы с этим справились, в значительной мере с помощью наших коллег из ООО «КРЭС», оказавшим нам неоценимую поддержку, пославшим нам в помощь свои лучшие кадры, зачастую в ущерб себе. Это касается работы и высшего звена руководителей, и разоренного дотла оптового отдела, и работы юридической службы, где просто были украдены все важнейшие документы, и других служб и отделов предприятия. Надо отдать должное и коллективу ОАО «Колэнергосбыт» - в трудный момент он проявил выдержку и терпение.

Требовалось также установить понятные отношения с властями, партнерами на рынке энергоснабжения региона, покупателями и потребителями электроэнергии, от которых зависит качество работы ОАО «Колэнергосбыт». Считаю, что за 100 дней новая команда управленцев свою первостепенную миссию по восстановлению работоспособности компании выполнила.

- Основные проблемы решены?

- Нет, пока этого сказать нельзя. Мы столкнулись с множеством проблем, доставшихся как по наследству, так и продиктованных развитием ситуации на энергосбытовом рынке региона.

Компания входила в структуру РАО «ЕЭС России», которое координировало работу всех смежников – участников процесса энергоснабжения, начиная с генерации и заканчивая нами. Как только мы вышли из РАО, а через месяц РАО приказало долго жить, начались проблемы. Все теперь независимые, каждый ищет свои интересы. Мы столкнулись с недопониманием со стороны ОАО «ТГК-1» нашим основным поставщиком электроэнергии. У нас перед этой компанией значительные долги, обусловленные объективными всем известными причинами. Эти долги накоплены не нами, но давление со стороны ТГК-1 с нашим приходом многократно возросло. При этом у ТГК-1 во взаимоотношениях с нами также не все в порядке, начиная с незаконного исключения Колэнергосбыта из договора поставки электроэнергии с Пазского каскада, заканчивая долгами Мурманской ТЭЦ. Кроме того, именно представители ТГК-1 до конца апреля 2008 года составляли большинство в совете директоров ОАО «Колэнергосбыт», и поэтому имеют прямое отношение к накопившимся проблемам. Мы настроены на позитивное сотрудничество с ТГК-1 и надеемся на взаимность.

Есть долги и перед филиалом МРСК «Колэнерго» - сетевым комплексом. Здесь отношения намного лучше, мы платим текущие платежи и реструктурировали задолженность.

Компания долго была не в состоянии вести нормальный диалог с ООО «Арктик-энерго». Это гарантирующий поставщик (ГП) в Мончегорске, созданный энергоменеджментом ОАО «Кольская ГМК». Заполярная металлургия – основной потребитель Арктик-энерго, которая, в свою очередь, крупнейший покупатель Колэнергосбыта. Претензий к КГМК у нас не было, и нет. Со своим поставщиком, т. е. Арктик-энерго, компания расплачивается своевременно. Зато у Колэнергосбыта и Арктик-энерго пусть на время, но возникло недопонимание. Достаточно вспомнить неожиданно появившееся дополнительное соглашение, подписанное прежним руководством Колэнергосбыта в последние дни своей работы. Тайно подписанный документ менял график платежей и откровенно вредил Колэнергосбыту, затрудняя работу на оптовом рынке. Сегодня отношения в основном урегулированы, график платежей восстановлен.

Все это относится лишь к голой экономике. Политику, т. е. трудоустройство бывших менеджеров Колэнергосбыта в структурах, родственных Арктик-энерго, я не затрагиваю, но, думаю, все понимают, что многие проблемы порождены именно присутствием там этих персон.

- Михаил Анатольевич, продолжая тему, как складываются отношения с ОАО «ЕЭСК-Центр»?

- Это – Апатитский и Кировский районы. Проблемные зоны. В Апатитах гарантирующий поставщик ООО «КРЭС», один из наших акционеров. Вы знаете, в прошлом году была развязана ожесточенная дискуссия, в том числе на страницах Вашей газеты между КРЭС и Колэнергосбытом в союзе с ЕЭСК-Центр по вопросу возможности перехода потребителей от одного гарантирующего поставщика к другому без выполнения норм Правил розничных и оптового рынков. Потом были суды. Выполняя решение судов различных инстанций, и принимая во внимание сложившуюся судебную практику, «прямые договоры» между Колэнергосбытом и потребителями, находящимися в зоне КРЭСа признаются ничтожными. Не дожидаясь решения судов, потребители сами возвратились к ООО «КРЭС», тем более что компания предложила им «энергетическую амнистию». Так происходило в Мурманске, Ковдоре и Кандалакше. В Апатитах же – проблема. ОАО «ЕЭСК-Центр» продолжает упорствовать и продолжает демпинговать за счет комбината Апатит притом, что компания вообще лишена статуса ГП, как полученного незаконно, и у нее нет права распоряжаться электроэнергией, т. к. весь объем в этой зоне ОАО «Колэнергосбыт» продал КРЭСу.

Есть решение кассационной, то есть третьей уже инстанции Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа по вопросу о публичности договора Колэнергосбыта с КРЭС. Договор с КРЭС был признан публичным и обязательным для Колэнергосбыта. Это означает, что ОАО «ЕЭСК-Центр» ни в коем случае не может покупать электроэнергию напрямую у Колэнергосбыта в зоне гарантирующего поставщика ООО «КРЭС», а обязано обратиться в КРЭС. Тем не менее, ЕЭСК-Центр, не обладая электроэнергией в качестве купленного товара, продает ее ряду потребителей в г. Апатиты. Почему? Потому что фактически за этих потребителей доплачивает комбинат Апатит, и им соответственно выгодно покупать электроэнергию по заниженному тарифу. Выгодно ли это комбинату, вот в чем вопрос, и знают ли об этом его акционеры. В любом случае все должно делаться по закону, и мы вместе с КРЭС будем добиваться его исполнения.

У Колэнергосбыта есть серьезные вопросы к бюджетным организациям Кировска. Их тоже обслуживает ОАО «ЕЭСК-Центр», напомню, лишенное статуса ГП по представлению прокуратуры. ГП в этой зоне является и являлся Колэнергосбыт. Следовательно, договоры на энергоснабжение бюджетных организаций ОАО «ЕЭСК-Центр» должно заключать, участвуя в конкурсе. Проводились ли таковые? Если да, то почему со своими тарифами их выиграло ОАО «ЕЭСК-Центр»? Ведь в любом случае его суммарный тариф выше, чем у Колэнергосбыта, а, значит, бюджеты всех уровней в Кировске понесли дополнительные необоснованные расходы. По всем этим вопросам мы будем разбираться с привлечением контролирующих и правоохранительных органов. О своих намерениях Колэнергосбыт уже уведомил глав муниципального образования г. Кировск с подведомственной территорией и администрации г. Кировска.

- Колэнергосбыт и КРЭС сегодня родственные компании. Как они делят сферы влияния, и не нарушает ли этот альянс антимонопольных принципов?

- Есть совместно принятая доктрина. Крупные покупатели и потребители – зона ответственности Колэнергосбыта. Жилищно-коммунальный комплекс – ведение КРЭСа, который создавался на базе коммунальных сетей и обладает огромным опытом работы в данном направлении. Видно условное деление на 2 уровня. Это – правильно, ведь задача сбытовой компании - собрать такую маржу, которая позволит качественно обслуживать клиентов. Стратегия «тоталитарного» захвата рынка, проводившаяся прежним руководством Колэнергосбыта вела к огромным убыткам компании, снижению качества обслуживания потребителей и, в конечном счете, к развалу системы сбыта в области.

Колэнергосбыт всегда был компанией с одной из лучших структур потребителей в стране. Достаточно сказать, что десяток- другой потребителей приносил ему 90 % дохода. Конечно, с несколькими крупными потребителями работать проще, затраты меньше, а потому и сбытовая надбавка у Колэнергосбыта была невелика. При численности 170 человек Колэнергосбыт мог отпускать до 15 млрд. кВтч в год. Для сравнения Смоленскэнергосбыт, например, отпускает около 5 млрд. кВтч в год при численности 500 человек. Обслуживать тысячи мелких потребителей – задача всегда более трудоемкая, отсюда и расценки на услуги таких компаний как КРЭС выше. Наша задача в ближайшей перспективе вернуть Колэнергосбыту его конкурентные преимущества в преддверии конкурсов, намеченных на 2010 год.

Что касается нарушений принципов свободной, «внеконкурсной» конкуренции, то не надо забывать, что мы находимся на переходном этапе формирования рынка. Свободного розничного рынка еще нет и быть не может в условиях перекрестного субсидирования, как внутрирегионального, так и межтерриториального. Только после решения этих проблем мы сможем либерализовать розничный рынок. Вот тогда и возникнет свободная конкуренция на рознице. Это примерно 2011 год, если мы не уйдем в неценовую зону.

- Каковы перспективы перехода энергосистемы Мурманской области в неценовую зону?

- Могу лишь рассуждать как потенциальный исполнитель предлагаемой схемы. Неценовая зона – это искусственная конструкция рынка для регионов, слабосвязанных с единой энергосистемой государства. Наша область как раз подходит. Приняв правила игры неценовой зоны, оптовый рынок становится региональным. Цены на нем устанавливаются особым образом. Тарифы на все 100 процентов объемов электроэнергии регулируются государством. Изменения тарифов происходят на основе расчетов регулирующих органов.

Главные аргументы в пользу неценовой зоны – ликвидация межтерриториального перекрестного субсидирования и снижение динамики роста тарифов на розничном рынке. Основой для таких выводов служит избыток мощностей региональной генерации. Тарифы на опте должны стать ниже, чем на рознице и потребность в федеральных траншах отпадет. Это, между прочим, - свыше 2-х миллиардов рублей в год, которые сегодня государство должно Колэнергосбыту. А пока всю эту ношу, мы несем практически в одиночку. Это самая больная проблема для компании, ведь кредитоваться нам приходится в условиях убытков, порожденных итогами хозяйствования прежних менеджеров, и мирового финансового кризиса. Пользуясь случаем, я прошу обратить внимание, что пока есть эта проблема, у банков отличный шанс дать нам дополнительные кредиты.

Мы в целом готовы работать и в ценовой, и в неценовой зоне. Главное, чтобы была ясность, в том числе по критериям неценовой зоны. Пока этой ясности нет.

- В завершении, что особо хочется отметить, подводя итог 100 дней своего руководства?

- Если позволите, тезисно: ОАО «Колэнергосбыт» и ООО «КРЭС» - эффективные партнеры с общим видением перспектив, совместно выстраивающие работу сбытового рынка области.

С ТГК-1 идет непростой диалог. С Колэнерго отношения налажены.

Взаимодействие с ООО «Арктик-энерго» налаживается - компания занимается только объектами комбинатов Кольской ГМК и г. Мончегорск, своей традиционной зоной. Если Норильский никель эта схема устраивает, то мы не имеем никаких возражений и готовы к сотрудничеству.

С ОАО «ЕЭСК-Центр» мы возвращаем взаимоотношения в правовое русло и готовы жестко отстаивать свои позиции.

Работа по взиманию долгов с неплательщиков активизирована, является системной и уже приносит положительные результаты.

В коллективе, которым я руковожу, идут непростые, но необходимые процессы реформирования. Я уверен, вместе мы справимся с поставленными перед компанией задачами – стать современной высокоэффективной региональной энергосбытовой структурой, способной надлежащим образом обеспечивать финансовые платежи в энергетику области до завершения переходного периода.

Лента новостей