16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
12:56 Вторник 19 марта 2024

«Необходимо разработать дизайн-код, чтобы город имел свое лицо и его никто не посмел портить»

7:00 – 25 июля 2020

Месяц назад в Мурманской области был назначен новый министр градостроительства и благоустройства Михаил Кудряшов. Посетив множество населенных пунктов Заполярья и познакомившись с местной архитектурой, он рассказал об основных задачах, развитии инфраструктуры, визуальном мусоре, «озоборивании» и характере Териберки.

- Михаил Николаевич, вы приехали в Мурманск из Ярославской области, где были главным архитектором. Расскажите о своих впечатлениях от Заполярья?

- Впечатления самые благоприятные. Очень нравится Мурманск, особенно его центр. Очень добродушные улыбчивые люди. Много активной молодежи, которая катается на всем, чем можно кататься. Сам город производит отличное впечатление, да и область, куда успел поездить, это очень уютные малые города, с уютной средой обитания. Я не скажу, что она депрессивная. Везде есть проблемы, они есть и в Средней полосе. Проблемы очень схожи – и застройка окраин, и застройка периферии, и застройка типовыми сериями панельных домов. Говорить, что здесь хуже, чем где-нибудь еще, это неуместно.

- Как вы считаете, можно ли было избежать такой типовой застройки в регионе?

- Думаю, можно. У нас такие подходы и менталитет – когда ставится задача, то ее нужно выполнить и перевыполнить любыми средствами в кратчайшие сроки. Поэтому случаются такие перегибы. Если сказано отказаться от излишеств в архитектуре, то отказаться совсем. Уйти в такую жесткую экономию себестоимости квадратного метра и сроков возведения дома, что сделать это нужно на уровне Книги рекордов Гиннеса, когда за три недели собиралась «пятиэтажка». Тогда решалась конкретная социальная экономическая задача – перевести людей из аварийного ветхого жилья и негуманных условий обитания в нормальные свои квартиры.

- Но тема с отсутствием «излишеств» продолжается и по сей день.

- «Излишествами» это сложно называть. Это средства композиции архитектуры, без которой архитектура вообще невозможна. Когда роль архитектора практически отсутствует в планировании и проектировании. Достаточно получить специальность «Промышленное и гражданское строительство», чтобы разрабатывать типовые проекты. А что там делать архитектору, если задача стоит максимально экономично построить жилую ячейку. Не сформировать красивую и гуманную среду обитания, а просто сделать механическую работу. На это способна машина, а архитектура все же наука и творчество. Я не говорю, что все должно быть увешано вензелями, но участие цвета, фактуры, крупной пластики, когда есть красивые эркеры, башни, выступы, уютные дворики, не просто коробки поставленные – человек себя по-другому в этом ощущает.

- Какая основная задача стоит на данный момент?

- Сейчас необходимо успешно завершить начатое в этом году. Подхватить и довести до реализации те проекты, которые стартовали. В срок и с надлежащим качеством. Вторая задача – распланировать работу следующего года, наметить перспективные проекты, найти под них источники, заложить плановый процесс, который должен стартовать прямо сейчас, чтобы с следующего года мы были полностью оснащены и проектной документацией, и контрактами. Чтобы не терять время в начале года на эти мероприятия, чтобы были закуплены все материалы. Благоустройство нужно в первую очередь летом. Сдавать объекты осенью не так актуально. Мы предусматриваем всесезонность объектов, но самые красивые и яркие впечатления должны быть от летнего периода.

- Какой город Мурманской области вас больше всего зацепил?

- Я не хочу обижать другие города, но мне очень понравился Мончегорск. И зацепил кусочек Кировска. Я увидел там центральное ядрышко, озеро, возле которого стоит практически утраченный бывший вокзал. Это фантастической красоты здание. Когда будет время, хочу доехать до отдаленных краев – до Умбы, Варзуги, посмотреть на деревянную архитектуру.

- Что для вас важнее – дворы или общественные территории? Как это все совместить?

- Среда начинается с момента выхода из подъезда. Пока вы дойдете до сквера, то потеряете настроение, если во дворе ямы, кочки, все перекопано и стоит развалившаяся детская площадка. Среда цельная – улицы, дворы, скверы. Мы понимаем, что денег и времени сразу на все не хватает. Поэтому расставляем в пропорции «половину на половину». Для меня приоритета не существует, город – это единый целый механизм.

- В Мурманской области реализуются проекты победителей по благоустройству территорий. Расскажите о конкурсе поподробнее.

- Всероссийский конкурс благоустройства малых городов и исторических поселений был задуман президентом РФ Владимиром Путиным. Поручение был дано Министерству строительства РФ и начинал его наш губернатор Андрей Чибис. Тогда появилась возможность заняться территориями, на которые мало кто раньше обращал внимание. Вот эти маленькие города по всей России медленно умирали и умирают по сей день. Проекты-победители и вообще весь этот конкурс оживил эту среду не только с точки зрения городских территорий, появились новые благоустроенные пространства, набережные, площади, скверы, парки.

Муниципальные команды до этого не понимали, чем они вообще занимаются. Содержат город, просто занимаются его уборкой? Развития ноль. Есть люди, которые не хотели идти работать в муниципалитеты, особенно архитекторы. Чем там заниматься, механической работой по приведению градостроительной документации в порядок? А где те интересные проекты, которыми нас учили заниматься? На этом конкурсе начали формироваться интересные команды муниципалитетов. У мэров и главных архитекторов загорелись глаза. Можно участвовать в конкурсе, можно что-то рисовать, искать идеи, привлекать жителей, обсуждать. Появились проекты, а когда стали побеждать, так у людей вообще настроение поднялось. Тот конкурс, который был начат Минстроем в 2018 году, сделал большое дело. Сейчас 300 городов заявляют свои проекты. В Мурманске, Коле, Мончегорске реализуют эти проекты. Они создадут новые точки притяжения, места отдыха, экономического роста.

- Недавно в Мурманске появились точки проката велосипедов. Они почти все время пустуют, значит люди активно ими пользуются. Как так получилось?

- Я когда приехал и узнал о такой затее, сильно удивился. Северный город, зима достаточно продолжительная. Вышел на улицу и секунд за пять мимо меня проехало человека три. Кто-то еще на скейте. Будем развивать это, наращивать количество станций, будем думать про велоинфраструктуру в целом, про велодорожки. Уже реализуем различные интересные проекты, в том числе с Агентством стратегических инициатив, которое готово рассматривать нас как пилотный город в своем проекте велоинфраструктуры.

- Насколько отличаются задачи по благоустройству в Мурманске от общих по стране?

- Разница есть и в климатических условиях, и в условиях грунта, условиях эксплуатации. Мало того, что нужно построить, надо еще и аккуратно эксплуатировать. Не варварски это делать, а относиться по-хозяйски. Второй момент – это объем экономических условий, например, подрядчиков, которые готовы работать на больших проектах и большом количестве объектов. Третий момент – это наличие технологий и материалов. В основном все привозное, это тоже нужно учитывать.

По поводу проектных решений, которые нужно заранее закладывать, тоже есть разница. Мы сейчас с Министерством развития Дальнего Востока и Арктики этот момент будем отрабатывать, чтобы у нас появились свои подходы, методики для арктической зоны. Хотелось бы сделать такую группу профессионалов, которые работают в арктической зоне, и сформулировать подходы на опыте работы. Что лучше применять, какие технологии и материалы, как убирать, как содержать – эти моменты нужно проговорить и сделать методический материал для всех, для проектировщиков, которые сюда приезжают. Некоторые приезжают, предлагают решения, которое с точки зрения сводов правил нормальны, но здесь не сработают. И у них должна быть эта методичка, в которую они смогут посмотреть.

- После посещения городов у вас не появилось впечатление о том, что можно поменять и улучшить?

- Деятельность архитекторов, как и во многих других профессиях, делится на тактику и стратегию. Есть момент тактический, который нужно сделать здесь и сейчас, просто приняв решение. Это вопросы визуального мусора – вывески, реклама, нагромождение нелепых цветных вещей на фасадах. Это все нужно заложить в правила благоустройства, разработать дизайн-код, чтобы город имел свое лицо и его никто не смел портить и рисовать на нем непотребства.

Также «озоборивание» территорий, постоянное создание каких-то преград. Когда мы говорим о прозрачности и доступности среды, но натыкаемся на нелепые конструкции. Не требуются ограждение маленьких узеньких улочек. Не нужно белить стволы. Это прошлый век, есть другие вещи для защиты стволовой системы.

Стратегически нужно просто посмотреть на генеральные планы городов и подумать, что нужно сделать такого, чтобы сжатие населения не превращалось в лавинообразный процесс. Потеря территорий, потеря города – это очень страшная вещь. Та схема территориального планирования, которая у нас сейчас есть и разработана Минэкономразвития, чисто теоретически должна обеспечивать сохранение территорий и городов. Но по факту мы наблюдаем страшную картину. Я очень люблю Москву с точки зрения архитектуры и комфортной среды, но то, что она затягивает в себя экономические и человеческие ресурсы – опасная вещь.

- В Мурманске часть проспекта Ленина считается историческим центром и на фасадах нельзя размещать рекламные конструкции. При этом управляющие компании и ТСЖ обычно зарабатывают на таких вывесках. Будет ли решаться вопрос о возможности установления рекламных конструкций?

- Нужно разработать единую стилистическую базу и разъяснить всем рекламным агентствам какие правила действуют. Вывески можно располагать практически везде. При этом есть информационная конструкция, а есть рекламная. Как только на вывеске с названием появляется информация о скидках или товарах, то она становится рекламной. В идеале, особенно по исторической зоне, у каждого здания должен быть колористический паспорт с указанием цвета, где могут располагаться вывески и какие рекламные конструкции.

- Как вы относитесь к тому, что художники придают жизнь серым домам?

- У нас есть художники и им нужно самореализовываться. Инъекция современного искусства в депрессивной среде обитания – это самый лучший способ поднять настроение людям и придать им новое видение. Есть же Кольский проспект. Помните фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»? Можно же такие вещи делать. Какую-нибудь историю. Можно превратить в районы современного искусства и это действительно работает на опыте других городов и стран. Нужно также предусмотреть, чтобы это не пропадало в темноте. Например, подсвечивать.

- Вы были в Териберке? Есть ли у вас уже видение по этому селу?

- Да. В Териберке есть какой-то очень мощный глубинный характер. Остовы для перебора сетей, которые торчат из воды, просто потрясающие. Вроде руины, но если посмотреть взглядом приезжего, это то, на фоне чего хочется фотографироваться. Сейчас разрабатываем дизайн-код по Териберке. В первую очередь, это сохранение образа села, чтобы характер не пропал за какими-то идеями. Второе – экология. Это изюминка территории. То есть должен быть экологический баланс и применение исключительно экологических методов при возможном новом строительстве, реконструкции, ремонте, озелененной кровли, дерева. При этом туризм должен приносить пользу территории. Не только тем, кто зарабатывает на этом, но и должна быть социальная ответственность перед средой, которую ты эксплуатируешь.

- Какие проекты для вас наиболее интересны в Мурманске?

- Долина Уюта очень интересный проект. Ранее была представлена общая концепция с сохранением спортивного направления – различных видов спорта, различных видов активного отдыха. Тот Международный архитектурный конкурс, который запущен на малую Долину Уюта, даст понимание того, насколько интересна территория профессионалам. Поступает множество заявок и вопросов из-за рубежа и России. Во-первых, мы получим срез отношения профессионалов к паркам, скверам, местам отдыха в арктической зоне. Получим множество проектов, из которых жюри будет выбирать. Будет набор практик, которые можно применять не только в этом парке. Люди, которые участвуют в конкурсе, практически ни в чем не ограничены.

У городов Мурманской области огромный потенциал по развитию набережных, особенно в Мурманске. Да, по образу набережной в Волгограде или Ярославле построить здесь не получится. Но можно сделать это «пятнами», активными местами, где отдыхают люди. Вот эту сеть, связку пространств на берегу залива нужно связать водным и наземным транспортом, чтобы можно было перебраться на другую точку и посмотреть на город со стороны Абрам-Мыса, а потом вернуться обратно.

Лента новостей