16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
17:04 Пятница 29 марта 2024

«Я не сторонник ни «войн», ни каких бы то ни было «боевых действий». Любая война приносит разрушения и раны, после неё всё очень долго нужно отстраивать…»

8:22 – 5 июня 2012

Очень оперативно, всего через несколько недель интенсивной работы в качестве нового руководителя исполнительной власти Мурманской области, Марина Васильевна Ковтун согласилась встретиться с корреспондентом «Би-порта» и ответить на вопросы информагентства

Очень оперативно, всего через несколько недель интенсивной работы в качестве нового руководителя исполнительной власти Мурманской области, Марина Васильевна Ковтун согласилась встретиться с корреспондентом «Би-порта» и ответить на вопросы информагентства.

– Марина Васильевна, прошло около двух месяцев со дня Вашего вступления в должность губернатора Мурманской области. Какими были первые ощущения на этом высоком посту, как Вы ощущаете себя сейчас?

– Вы знаете, ощущения достаточно простые: это такая же работа, как любая другая. Но сложная, очень ответственная, требующая полной самоотдачи. Одновременно, по мере погружения в дела, приходит осознание того, что ты уже не принадлежишь сам себе, у тебя не может быть плохого настроения, неготовности... Ты всегда должен быть максимально организован и максимально готов к работе. Самое сложное – пожалуй, дефицит времени, даже, несмотря на то, что рабочий день продолжается, как правило, 12-14 часов.

– Какие задачи Вы себе ставите в качестве губернатора Мурманской области на первом этапе?

- Сейчас такой период, когда много оргработы. В этом направлении одна из главных задач – кадры. Мало найти на ключевые позиции профессионалов. Эти люди должны быть еще и приняты обществом. Я считаю, что это важный фактор легитимности власти, в дополнение к выборности, разумеется. Если человек признан и уважаем в профессиональном сообществе, если у него в послужном списке конкретные достижения, то ему гораздо проще «включаться» в работу на новом месте, сразу принимая высокий темп. Те назначения, которые уже произведены – я имею ввиду Алексея Михайловича Тюкавина, Сергея Витальевича Губича, других руководителей – отвечают требованиям, о которых мы с вами говорим.

Будут и новые назначения, так же как и изменения в структуре органов исполнительной власти Мурманской области. Она должна быть в том числе «синхронизирована» со структурой федерального правительства – для более эффективного взаимодействия с высшими эшелонами власти. Но главное – структура региональных органов исполнительной власти должна отвечать задачам, которые мы перед собой ставим. К примеру, сегодня мы понимаем, что в регионе «проседает» инвестиционная составляющая, и у нас нет сейчас такого ведомства, которое бы в полной мере занималось формированием инвестиционной привлекательности области, тщательным анализом запущенных инвестпроектов. Вот, например, особая экономическая зона: она объявлена, действует, но реально никакого эффекта пока не принесла. Нет, к сожалению, заявок от резидентов. Необходимо понять, в чём причина отсутствия механизмов реализации поставленных задач при правильно сформулированной идеологии.

– Вы стали губернатором в то время, когда главный финансовый документ региона – бюджет – уже сформирован и начал исполняться. Намерены ли вы инициировать изменения в него?

– Как вы знаете, формирование бюджета сейчас происходит с применением программно-целевого метода. В этом мы следуем общероссийской тенденции: так верстают сейчас свои бюджеты большинство регионов. К слову сказать, местные власти также должны готовиться к его внедрению: программно-целевой метод будет распространяться и на бюджеты муниципальных образований.

Но переходить на эту систему не просто: есть инерционные процессы, ведь мы привыкли, что раньше бюджет формировался постатейно и в него можно было относительно легко внести изменения. Сейчас процедура корректировки бюджета заметно сложнее. Программы, в соответствии с которыми работают органы исполнительной власти, разрабатываются внутри этих же структур, а депутаты не участвуют в обсуждении на стадии формирования документа и выносят свой вердикт уже готовому варианту. И, чтобы внести изменения в бюджет, необходимо изменить программу, то есть, пройти всю процедуру заново. Тем не менее, мы решили пойти на это, поскольку видим необходимость корректировки бюджета.

– Почему?

–Основной источник поступлений в бюджет – это налог на прибыль организаций. Он составляет в структуре бюджета почти 80% , в абсолютных цифрах - около 26 миллиардов рублей. Конечно, нам важно, чтобы все субъекты региональной экономики работали эффективно, как минимум сохраняли свою налогооблагаемую базу, а то и увеличивали её. Но одновременно мы должны быть реалистами и понимать, что предприятия не смогут в разы увеличить свои доходы и отчисления в бюджет только потому, что нам так захотелось.

Поэтому нам необходимо сбалансировать бюджет, избегая, в первую очередь неоправданных расходов. И каждая целевая программа будет рассмотрена на предмет её значимости, её эффекта. Уже сейчас заявок на изменения в бюджете набралось на сумму в 3,3 миллиарда рублей. Где взять эти деньги? Увеличивать дефицит? А за счёт чего мы будем закрывать его потом? Брать кредиты, загоняя область – то есть, опять-таки бюджет – в долги? Мы пока не видим каких-то дополнительных источников для увеличения доходной части бюджета. Возможно, ещё плохо смотрим. Но, вероятнее всего, в расходной части бюджета мы найдем средства для экономии.

– Как бывший первый заместитель председателя Мурманской областной думы Вы знакомы с работой депутатского корпуса хорошо. Как Вы намерены выстраивать отношения с законодательной властью, с муниципалитетами?

– Моя позиция заключается в том, что любую задачу можно и нужно решать в согласии, в поиске компромисса со всеми заинтересованными сторонами. Я не сторонник ни «войн», ни каких бы то ни было «боевых действий». Любая война приносит разрушения и раны, после них всё очень долго нужно отстраивать...

Ни одна из ветвей властей не должна противопоставлять себя друг другу. Я работала в думе, и прекрасно понимаю, что значит, когда исполнительная власть не откликается на запросы депутатов. Ведь депутат спрашивает не от себя, а от имени общества.

Нет, для меня не возникает вопроса – как взаимодействовать с региональным парламентом? Дума – это мощный инструмент воздействия на исполнительную власть, и работа депутатов в этом смысле должна стимулировать исполнительную власть, повышать её эффективность, заставлять прислушиваться к обществу.

Взаимодействие с муниципалитетами должно строиться только по одному принципу – каждый должен заниматься своим делом. Главы населенных пунктов Мурманской области должны действовать в строгом соответствии с федеральным законодательством, есть 131-й закон, который определяет и функции, и полномочия. Не должен губернатор работать «пожарным», а если это происходит – значит, на местах кто-то не дорабатывает, не видит проблему или не может её решить. Пока я сталкиваюсь с тем, что многие вопросы, которые мне на территориях задают люди, вполне могли бы быть решены местными чиновниками. Когда требуется приезд губернатора, чтобы разобраться в том, «почему у нас мусор не вывозится», то это сигнал для депутатов органов местного самоуправления – заставляйте работать глав администрации, ведь они находятся в вашем подчинении.

Поэтому, если главы муниципалитетов работают, заняты своим делом, тогда и отношения не нужно выстраивать – все отношения определены в законе, и им нужно следовать, исполняя свои обязанности в полной мере. И никто, кроме населения, не сможет спрашивать с власти, предъявлять ей требования, заставлять её исполнять свои прямые обязанности.

– Поскольку я представляю интернет-проект, не могу не спросить: какую роль Вы отводите общению в интернете, в частности, в социальных сетях?

– Аккаунт, конечно, останется. Вела, и намерена вести его самостоятельно, не перепоручая пресс-службе. Возможно, изменится его содержание, режим сообщений. Начинался-то он как личный, то есть, был аккаунтом частного лица. После назначения интерес к моему твиттеру возрос.

Теперь для меня как губернатора это дополнительный и важный канал обратной связи с обществом. Судя по активности твиттерян, и они именно так его воспринимают. Знаю, многие раздражаются, не получая ответа на свои вопросы. На все ответить подчас физически невозможно, времени не хватает. Это мне нужно будет день в твиттере висеть, и вы - я имею ввиду интернет-аудиторию - будете первые дружно и сердито упрекать меня в том, что губернатор не работает.

Вопросов действительно много, не все они в моей компетенции. В любом случае все, что называется, беру на карандаш, чтобы разобраться в ситуации, либо поручить ответственному за этот вопрос человеку. Оговорюсь: если вопрос задан конструктивно, пусть даже и не по адресу. В любом случае оставляю за собой право не докладывать уважаемым авторам по каждому заданному ими вопросу – возвращаюсь к теме дефицита времени.

Бывают и твиты откровенно оскорбительные. Я отношусь к этому философски. То, что в интернете многие не придерживаются стандартных этических норм - факт общеизвестный. Ну, вот такой вот он, интернет. Надо воспринимать это как данность. Регулировать его просто в силу природы интернета невозможно. Спорить, разговаривать - можно и нужно, и я к этому готова, как готова к критике своих мнений и поступков. Но реагировать на хамство, на троллинг буду единственно возможным способом - оставлять без ответа.

Ну и буду сама стараться через твиттер информировать вас о каких-то важных делах и событиях, и - дай Бог почаще - делиться какими-то позитивными эмоциями.

– Спасибо, что уделили время!

Лента новостей