16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
1:38 Четверг 24 октября 2024

Подводные камни: как механизмы инвестквот отразились на рыбопромысловом рынке

15:20 – 28 февраля 2023

"Би-порт" собрал мнения экспертов

В результате реализации первого этапа инвестквот эксперты заговорили о грядущих проблемах в рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли. Что происходит в Северном бассейне? И как проблемы отрасли отразятся на простом потребителе? Эксперты поделились своими мнениями с "Би-портом".

Штрафы по цене рыбной фабрики

Напомним, летом 2018 года Росрыболовство распределило инвестиционные квоты на вылов трески и пикши под строительство восьми береговых рыбоперерабатывающих заводов для Северного бассейна. Квоты на вылов трески и пикши для реализации проектов выделялись в Баренцевом и Норвежском морях.

И теперь в течение 15 лет инвесторы обязаны производить на новом предприятии продукцию объемом не менее 70 процентов от предоставленной инвестиционной квоты.

Однако, на практике это условие невыполнимо, так как Росрыболовство учитывает только вес произведенной продукции, а он, конечно же, намного меньше веса рыбы-сырца. В результате, фабрики по переработке улова могут ожидать многомиллионные штрафы. Правда, пока эта ситуация не коснулась рыбопромышленников Мурманска.

"Но, предполагая, что такие санкции возможны, многие руководители рыбоперерабатывающих производств в регионе уже заявили, что в случае их применения, тут же начнут банкротить свои предприятия, - сообщил "Би-порту" генеральный директор НО "Союз рыбопромышленников Севера" Константин Древетняк. – Думаю, надо садиться за стол переговоров и федеральному агентству и тем, кто построил фабрики по переработке".

Его слова подтвердил "Би-порту" заместитель генерального директора ООО компания "Мурман Сифуд" Андрей Роман.

"Мы считаем, что выписывать такие штрафы, с чем уже столкнулись дальневосточники, в корне не верно, так как не учитывается коэффициент переработки рыбы", - поделился мнением с "Би-портом" Андрей Роман.

Про его словам, рыбу надо считать в воде. Ведь из полутора тысячи тонн выловленной трески получается только тысяча тонн безголовой и потрошеной рыбы.

"При таком подходе условия инвестиционного соглашения невозможно выполнить. А штрафы могут дать такие, что их размер можно сравнить со стоимостью самого завода. При предъявлении такого штрафа мы однозначно будем закрываться", - сказал представитель рыбоперерабатывающего производства.

Добывающих судов станет больше, и рыба дороже?

Как сообщал "Би-порт", в рамках первого этапа инвестквот с 2018 года российские корабелы должны были построить 64 рыбопромысловых и 41 краболовное суда. К февралю этого года заказчикам передали лишь 14 судов: десять рыбопромысловых и четыре краболовных.

Так, как рассказал "Би-порту" полномочный представитель директора холдинга "Норебо" Владимир Григорьев, сейчас холдинг строит 16 судов по программе инвестквот. Из них шесть судов – по проекту 170101, способных переработать 150 тонн улова в сутки без отходов, когда прямо на борту производится рыбное филе, консервы, рыбная мука и рыбный жир. Первое такое судно "Капитан Соколов" холдинг планирует принять в третьем квартале этого года. Еще два судна проекта 1701, каждый производительностью в 100 тонн в сутки, также скоро выйдут на промысел: "Ореон" – во втором квартале этого года, "Лев" – в третьем.

Второй этап инвестквот не затронул рыбаков Северного бассейна, добывающих рыбу. Но серьезно задел промысел краба, так как на втором этапе инвестквот оставшиеся 50% краба (до этого распределяемых по историческому принципу) планируют продать на аукционах.

"Вновь построенные суда отличаются высокой технологичностью. И если их мощности и мощности уже действующего флота сложить, получится переизбыток. Добывающих мощностей будет больше, а запасов камчатского краба и опилио – нет", - прогнозирует Константин Древетняк.

С этим предположением согласны и в "Норебо".

"Переизбыток судов будет у краболовов. До строительства новых краболовных судов имеющийся флот справлялся с объемами добычи. По мере ввода новых краболовных судов в строй, будут списываться старые суда постройки 70-80 годов прошлого века", - полагает Владимир Григорьев.

Собственно к переизбытку мощностей идет и рыбодобывающий флот Северного бассейна из-за вновь строящихся судов, а запасы трески при этом падают. Так, квота на этот год меньше на 20% по сравнению с прошлым годом. И снижение запаса продолжается, предупреждает Константин Древетняк.

"Новые суда в состоянии добыть за сутки до 200 тонн рыбы. При такой производительности десять новых судов в состоянии освоить всю российскую квоту по треске. Пусть это достаточно грубый расчет, но не будем забывать и о судах, которые сейчас выходят в море на промысел. Не все из них старые. Поэтому, с одной стороны, плохо, что программа инвестквот забуксовала, а с другой, неизвестно, во что бы это вылилось для запасов донных рыб, если бы новые рыболовные суда и траулеры, которые уже работали в море, встретились бы в районах промысла", - говорит гендиректор Союза рыбопромышленников Севера.

Как пояснил "Би-порту" замдиректора компании "Мурман Сифуд" Андрей Роман, количество рыбы в море меняется по синусоиде в 15 лет. Сейчас с каждым годом квота уменьшается. А высокопроизводительные суда смогут освоить квоту за восемь месяцев, а не за год. Получается, что четыре месяца они будут вынуждены стоять у стенки. К тому же одно новое судно сможет заменить 3-4 старых. Значит, рабочих мест станет меньше - люди уйдут.

По мнению Владимира Григорьева, проблемы переизбытка мощностей рыбодобывающего флота не стоит.

"Да, российская квота снижается, потому что рыбы становится меньше. Из-за снижения промысловой обстановки квота не выбирается, поэтому стоит задача ее освоить", - считает собеседник агентства.

Эксперты могут в чем-то не соглашаться, но людей волнует, в первую очередь, как эти процессы в рыбной отрасли отразятся на их кошельке.

"Все это может привести к тому, что в Северном бассейне останется очень мало рыбодобывающих компаний, которым при желании будет совсем несложно договориться между собой о стоимости улова. А это отразится на цене для потребителя", - заявил "Би-порту" гендиректор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк.

Представитель холдинга "Норебо", наоборот, отмечает, что цены на рыбу и рыбную продукцию имеют тенденцию к снижению.

"Во-первых, наличие высокопроизводительных судов позволит уменьшить себестоимость рыбной продукции. Во-вторых, европейские порты, кроме трех в Северной Норвегии, закрыты для российских рыбаков. Поэтому продукция в основном поступает на российский берег, хотя раньше 70% уходило за рубеж еще в море. Рынок сейчас стабильный, и цены, наоборот, имеют тенденцию к снижению", - утверждает Владимир Григорьев.

"Цены на рыбу в магазинах не сопоставимы с затратами на ее добычу. Основная добавочная стоимость формируется на берегу институтом посредников. И это данность. К примеру, рыбаки пришли, скинули 2 тысячи тонн мойвы. Получили деньги и снова ушли на промысел. А эту мойву надо хранить в холодильнике (деньги капают), и продать ее, получится, может, только через год", - пояснил Андрей Роман.

По данным Росстата, в январе 2023 года снизились цены на мороженые печень и молоки рыбы – на 2,5%, на мороженых ракообразных – на 0,5%, на рыбные консервы – на 0,2%. При этом рыба (включая филе, копчёную и вяленую) подорожала на 5%.

Фото: “Норебо”, правительство Мурманской области

Лента новостей