16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
7:11 Вторник 19 марта 2024

Чтобы быть своим, нужно работать на благо северян

10:50 – 13 августа 2019

До назначения на должность временно исполняющего обязанности губернатора Мурманской области Андрей Чибис знал о регионе немногое - и в основном в рамках своей компетенции. За прошедшие четыре месяца им сделано немало шагов, чтобы стать «своим» и называть себя северянином. О том, как работает и в чём находит отдых Андрей Чибис рассказал в интервью главному редактору ИА «Би-порт».

– Андрей Владимирович, мы с Вами постоянно пересекаемся на различных мероприятиях, но никогда толком не было возможности пообщаться не на конкретную тематику, а в общем, о Вас. Сегодня, наконец, такая возможность представилась, за что Вам большое спасибо. Я не Лари Кинг, но постараюсь задавать не всегда мягкие вопросы. Расскажите, каково это – узнать о том, что тебя назначили главой региона? Где вы о нем узнали?

– Конечно, были предварительные обсуждения, но решение о назначении принимает президент, от него я о нем и узнал. Безусловно, это очень высокое доверие, это вызов для меня, как для человека и ответственность – возглавить такой серьёзный и важный регион.

– То есть, до того момента, как переступили порог президентского кабинета, вы не знали, что такое Мурманская область?

– Ну как не знал… Я, будучи шесть лет в ранге заместителя министра, про Мурманск, конечно, знал, внимательно смотрел за теми вопросами, проблемами, которые находились в сфере моей деятельности. Другое дело, что я здесь не был ни разу, при том что очень много ездил по стране.

– А как коллеги восприняли ваше назначение?

– Восприняли с позитивом, с уважением…

– Поясню, почему спрашиваю про коллег – Ваше первое публичное появление в статусе главы региона пришлось на Арктический форум в Петербурге. Бросалось в глаза ваше лёгкое, по-свойски, общение со многими членами кабинета министров. Как вы думаете, это сохранится? Не отвернулись ли они от Вас после назначения?

– Это же вопрос не должностей, а человеческих отношений, поэтому я уверен, что сохранится. Мы с очень многими моими коллегами, и равными по статусу, и с теми, кто меня выше, много и тесно работали вместе, когда решали очень непростые задачи. И со многими из них в результате сложились товарищеские отношения, и в этом смысле моё назначение было воспринято с теплотой и готовностью помочь, по крайней мере, это то, что я ощущаю не только в режиме каких-то официальных мероприятий, но и даже в режиме простого человеческого общения. Откровенно скажу – очень комфортно, когда ты можешь в режиме онлайн списаться или позвонить руководителям ведомств, в том числе - вице-премьерам и попросить помощь и поддержку. И я точно знаю по результатам прошедших четырех месяцев – это действительно искренняя поддержка, желание разобраться и помочь, даже если ресурсы какие-то ограничены.

– Я не случайно затронул тему отношений: всего за пару месяцев Мурманскую область посетили несколько федеральных министров и вице-премьеров. Каждый из чиновников по сути озвучил стратегические решения, некоторые из которых уже даже стали воплощаться, несмотря на столь короткий срок. Например, после визита Татьяны Голиковой принято решение о реконструкции онкодиспансера и строительстве нового оперблока в областной больнице… Это «денежный дождь», который пошёл в регион, он не навредит?

– Я бы несколько по-другому бы это назвал. Не «денежный дождь», а скорее те дополнительные государственные ресурсы, которые необходимы для развития региона. Вопрос ведь не только в деньгах, а в том, чтобы не было, как в известном мультике: «деньги у нас есть, у нас ума не хватает». И принципиально важно, чтобы каждая копейка и внутри нашего бюджета, и каждая копейка, которую мы привлекаем (а мы очень активно это делаем) дополнительных средств – чтобы они шли в дело. Чтобы не получалось так, что ресурсы получены, а эффекта от них нет. А такое, к сожалению, случается. Поэтому, говоря про те ресурсы, которые нам сейчас дополнительно выделяют, а это порядка 6 млрд рублей, подчеркиваю - дело не в цифре. Главное – расходовать эти ресурсы правильно. Я убеждён, если мы будем эффективно расходовать выделяемые ресурсы, и если нам будет этого не хватать – нам будут помогать.

Со всеми тремя вице-премьерами, которые к нам приезжали, Дмитрием Николаевичем Козаком, Максимом Алексеевичем Акимовым и Татьяной Алеексеевной Голиковой – мы очень давно знакомы и работаем вместе, и я был уверен в их помощи нашему региону в реализации государственных программ.

Взять хотя бы медицину: Когда Татьяна Алексеевна (Голикова) увидела ситуацию в нашем здравоохранении, (а она назвала ее катастрофической, в первую очередь, с точки зрения материальной базы), мы провели закрытое совещание, по итогам которого получили подробный план действий и почти миллиард дополнительных средств. Нам бы дали и больше, но мы эти деньги должны использовать в этом году, поэтому достигнуто соглашение, что будем брать ровно столько, сколько сумеем эффективно использовать и не подведём – раньше, к сожалению, часто возникали ситуации, когда ресурсы региону выделялись, но не использовались. Когда председатель правительства России на заседании обсуждал вопрос о выделении нам средств, он тоже акцентировал внимание на необходимости всё сделать вовремя. В чем трудность именно в медицине – все «тяжелое» оборудование требует подготовки помещений, поэтому задача не только найти и закупить, но еще и успеть с ремонтами. За пять месяцев сделать это непросто.

– Но деньги деньгами, а с людьми что? У нас же не хватает специалистов. Можно построить новый оперблок, оснастить его современным оборудованием, а хватит ли компетенций у наших врачей работать на таком высокотехнологичном оборудовании? И что делать в такой ситуации?

– У нас хорошие врачи. Но их не хватает. Если мы сейчас будем тратить федеральные бюджетные деньги на оборудование, то свои средства мы вполне можем использовать на мотивацию врачей приезжать к нам. Во время совещания (с Голиковой, прим. ред.) мы договорились, что будем активно использовать возможности целевого набора. Это очень эффективный инструмент, которым почему-то раньше почти не пользовались - при нехватке кадров порядка двух тысяч специалистов, на целевой набор в прошлом году регион подал всего несколько человек. Это, кстати, тоже был вопрос вице-премьера к нам – если врачей не хватает, почему такую возможность не использовали? Обучение идёт за счёт государства, а по окончании выпускник обязан отрабатывать в том учреждении, которое его направило.

– Кто Ваша команда? Она вообще есть?

– Управление региона требует большой и серьезной команды. И безусловно эта команда правительства Мурманской области сейчас формируется. Я внимательно наблюдаю за теми людьми, которые работают в текущем составе правительства, многие из них себя проявляют весьма достойно и активно переключились в проактивный режим. Что касается тех людей, которые приехали со мной, я, кстати, им очень благодарен, потому что такие решения моими коллегами были приняты очень быстро, то есть, буквально в тот момент, когда стало публично известно о состоявшемся назначении.

Прежде всего – это Оксана Демченко, которая выполняет функции первого заместителя губернатора региона. Мы с ней работаем с начала двухтысячных годов, у неё колоссальный опыт и в региональном, и в федеральном правительстве. Я даже скажу, что какое-то время работал под её началом. У неё прекрасные компетенции системного человека, она умеет координировать и обеспечивать выполнение, дожимает те решения, которые мы все здесь принимаем.

Мария Дерунова. Мы с ней плотно и долго работаем. Человека инновационный, креативный, тоже очень системный, это заместитель губернатора, который отвечает за информационную политику, за все вопросы, связанные с развитием туризма, культуры, молодёжной политики. Понятно, что сейчас мы очень большой акцент делаем на информационной политике, потому что нам требуется изменение отношения к Мурманской области извне, мы добиваемся того, чтобы наш голос был слышен и к нему прислушивались.

Я принял решение о назначении Александра Хомякова вице-губернатором, этот человек огромное количество времени отработал в Мурманской области, был председателем военного суда Северного флота. На празднике (день ВМФ, прим. ред.) я видел, с каким уважением относятся к нему военные и коллеги. А наш регион в достаточной степени военный, конечно такой человек с безупречной репутацией в команде принципиально важен.

Ольга Вовк. Она тоже работала со мной в министерстве строительства, занималась темой городской среды. Но нашёл я её на одном из мероприятий – на молодёжных играх в Сочи. На одной из сессий по теме городской среды, где я выступал, она была одной из активных участников, после сессии мы с ней пообщались и буквально на следующей неделе она вышла на работу в МинстройРоссии. При этом она ещё полгода жила в Обнинске – это 140 км от Москвы – и каждый день на электричке ездила на работу. На мой взгляд, это тоже свидетельствует о воле к победе, ну а Обнинск – историческое место обучения наших подводников. И её проактивная позиция позволила в итоге ей стать одним из ключевых руководителей в Минстрое, которая отвечала за проект «Городская среда».

Надежда Аксенова - мой помощник, которая обеспечивает контроль в самом широком смысле, от соблюдения сроков выполнения нами поручений президента и заканчивая конкретными проектами. Это моя «выручалочка», которая держит в строгости всё областное правительство.

Зинаида Разживина, вместе с которой мы запускали проект «Умный город» на уровне страны, сейчас отвечает за цифровизацию в Мурманской области, уже обеспечила запуск портала «Наш Север», человек абсолютно самостоятельный и ответственный.

– Они не испугались за вами поехать?

– Они не испугались. То, как они работают, в том числе, стало примером другим коллегам, и сейчас у нас в общем-то слаженная команда. Уже нет никакого разделения на «новых» и «старых», все стараются друг друга поддерживать.

Мои принципы при формировании команды – мне нужны люди, искренне мотивированные на результат, люди небезразличные, которые имеют свою позицию и не бояться её высказать. Для меня очень важно, чтобы человек в рамках своей профессиональной деятельности не боялся сказать о своём мнении, выразить несогласие и привлечь силы к дополнительному обсуждению того или иного вопроса. Принципиально важно – нацеленность на результат, и ошибиться не страшно – страшно безразличие. Вот если вы равнодушны, ничего не делаете потому что чего-то боитесь, то нам с вам не по пути. А если вы бьётесь, делаете и искренне верите в то, что считаете правильным – то даже в случае ошибки сделайте усилие по ее исправлению и идём дальше.

– Часто «бьются» с Вами?

– Сейчас бьются за результат многие. Многие коллеги, даже которые давно работают, как я вижу – искренне стараются. Будем откровенны, не буду скрывать – не все. Но многие.

– А какой самый нелепый слух, который вы про себя или про команду слышали, типа «приехали распилить и свалить»..?

– Знаете, я как-то старюсь слухи не мониторить, не обращать внимания и уж точно не рейтинговать. Вот Вы сказали про «распил» – у меня нормальный достаток, и мне пилить ничего не надо. Моя главная цель – чтобы не было стыдно, за то что делаешь. Чтобы дети гордились своим отцом. Я стараюсь ровно так действовать.

– Вас сравнивают с Дмитрием Дмитриенко, который был губернатором с 2009 по 2012 годы, прежде всего за то, что вы не местный, этакий «варяг». Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы стать «своим»?

– Варяг - не варяг, я вот что скажу: мне очень комфортно работать в Мурманской области, потому что я ни от кого не завишу, тут для меня все равны и я никому ничем не обязан. Я знаю о том количестве ссор и раздрае, которые были в регионе. Мне в этом смысле очень просто, потому что я не связан ни с одной группой влияния. И это – очень важно. Все равноудалены, а с другой стороны – все равноприближены с точки зрения работы на результат. Хотим результата – давайте консолидируемся все вместе и будем двигаться вперёд.

Я откровенно скажу – я не ощущаю себя чужим. Мне настолько через душу прошло это ощущение области, я во всех районах побывал и обязательно доеду до каждого муниципалитета, и я не чувствую себя чужим человеком. Конечно, мне очень импонирует открытость людей, их позитив. Я с первого дня с этим столкнулся, на открытии Праздника Севера, когда зрители поддержали запнувшегося тренера, который произносил слова клятвы. И с того дня, каждый день я ощущаю этот позитив и поддержку. Если ты с людьми абсолютно откровенен, пусть даже ты не согласен с их позицией, то это всегда адекватно воспринимается. И поэтому я себя чужаком и варягом не чувствую, и, как мне кажется, рецепт тут может только один – искренне верить в то, что ты делаешь, делать это активно, не стесняясь, уважая людей, для которых ты стараешься…

– …и люди отплатят добром?

– Да. По моим ощущениям, по той обратной связи, когда ты смотришь глаза в глаза, когда ты общаешься с большими аудиториями, или просто с людьми разговариваешь – люди видят, когда ты искренне стараешься принести пользу и с уважением к этому относятся. Но время покажет.

– Как вы строите свой рабочий день? С чего начинается, когда заканчивается? Где черпаете силы? Хватает энергии?

– За энергию не переживайте – у меня с ней всё хорошо! А восполняю её – сон, еда и физкультура.

– И тем не менее, у вас очень напряженный график, мероприятия постоянно сдвигаются, переносятся…

– Да, раньше такое было довольно часто, но сейчас мы уже более-менее вошли в ритм и стараемся выдерживать рабочий график. А было это, в том числе, из-за того, что мероприятия были неподготовленными, и если я это вижу, то мероприятие переношу. И такого в первые недели моей работы было достаточно, а я терпеть не могу формализма, и если в повестке совещания значится «приветственное слово, обсуждение», то смысла в такой трате времени нет.

– То есть, решение всё равно принимаете вы. Спорить можно сколько угодно, но последнее слово за вами?

– Ну а как по-другому…

– А как отдыхаете? Удаётся? Успеваете?

– Честно сказать – сейчас почти всегда работаю. Понятно, что, когда вернётся семья, буду выделять на неё время. Это как раз для меня очень хороший отдых, потому что, когда приходишь домой, закрываешь за собой дверь, и ты – в другой среде. Знаете… поймал себя на мысли, что когда едешь в командировку на машине за рулём в одну часть области, в другую – это тоже определённый элемент расслабления. То есть едешь, а у тебя постоянно перед глазами прекрасная картинка, которая постоянно меняется, я прямо ей восхищён, у нас очень красиво! То есть для меня отдых – это в том числе смена вида деятельности. Я пассивный отдых не люблю.

– Кем Вы себя ощущаете: Вы в первую очередь политик или чиновник?

– Я – исполняю полномочия высшего должностного лица субъекта. Это и политик, и управленец, и хозяйственник одновременно.

– Так вот на кого из политиков, управленцев, хозяйственнике и бюрократов – в прошлом или ныне живущих – на кого бы Вы хотели похожим? Кто Ваш негласный кумир?

– Есть такая заповедь – не сотвори себе кумира. Я в данном случае восприимчив к лучшим чертам наших руководителей, исторических деятелей, и так далее. Поэтому я не могу сказать, что у меня есть единственный человек – кумир. Мы очень долго работали, и продолжаем работать с Дмитрием Николаевичем Козаком, и я глубоко уважаю его. Конечно, я глубоко уважаю Владимира Владимировича Путина, и то что он делает, я горжусь правом называть себя членом команды нашего президента… Можно сказать, что я от каждого стараюсь взять лучшее, но это скорее вопрос философского толка.

– Напоследок – о наболевшем. В Мурманске долгие годы был открыт причал (сейчас это пирс дальних линий), но после реконструкции поставили забор и мотивируя это «транспортной безопасностью» закрыли доступ. То есть, и набережной толком нет, и причалы ещё закрыли. Будете как-то эти вопросы решать?

– Конечно. Вообще, всё, что касается набережной и выходов к Кольскому заливу, возможности насладиться тем богатством, которое имеем, посмотреть на природу – этим правительство будет очень плотно заниматься. Я не буду раскрывать все детали, но мы очень внимательно смотрим, что и как на разных берегах мы можем сделать. Но вы правы – нам нужно по отношению и к горожанам, и к гостям города быть более дружелюбными, чтобы можно было наслаждаться этой красотой.

К сожалению, пока мы не можем сказать, что Мурманск – это город с комфортной городской средой, а в этом смысле один из акцентов, и один из приоритетов работы органов власти– это тема ее создания. Потому что каждому из нас хочется пройтись по чистым и красивым улицам, паркам, поиграть с детьми на интересных площадках, заниматься спортом… Это важный фактор, делающий жизнь человека интересной, а с учётом нашего климата, мы должны делать ещё более интересными и удобными города. И если мы хотим привлекать людей в Мурманскую область и их удерживать, то среда должна быть комфортной. Именно поэтому в правительстве создан центр компетенций, и Ольга Вовк, которая его возглавила, очень активно темой занялась. К сожалению, существует мало таких решений, когда можно что-то сделать по щелчку пальцев, но они есть и мы их реализуем уже в этом году. На глобальные изменения потребуется чуть больше времени, но они обязательно будут.

– Андрей Владимирович, у меня больше нет вопросов. Я думаю, что остальное уже за рамками интервью и в рабочем порядке. Может быть у вас есть ко мне вопросы – я с удовольствием на них отвечу!

– Спасибо огромное! На самом деле я наблюдаю, читаю новостную ленту, она очень полезна. Некоторые вещи, которые у вас написаны, сразу же идут в работу в виде поручения разобраться с поднятым вопросом. Это позволяет очень быстро реагировать на происходящее. Для меня СМИ – это по-настоящему «четвёртая власть», потому что вы поднимаете конкретные вопросы в конкретном городе, и в ходе мониторинга мы берём и отрабатываем. Это тоже, кстати, важный элемент оценки мотивации моей команды в правительстве Мурманской области– те, которые не относятся к написанному как «ай, опять там какая-то жалоба», а реально отрабатывает, получая результат – для меня это большая ценность.

Лента новостей