16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
14:58 Суббота 23 ноября 2024

Вадим Иванов, капитан атомного ледокола «Вайгач»: «Пароходство принимает все меры, чтобы процесс передачи атомного флота прошел без кадровых потерь»

17:24 – 5 июня 2008

Не секрет, что многих моряков, мурманчан сейчас волнует дальнейшая судьба атомного ледокольного флота

Не секрет, что многих моряков, мурманчан сейчас волнует дальнейшая судьба атомного ледокольного флота. И причиной такой обеспокоенности конечно же является грядущая передача атомных ледоколов из доверительного управления Мурманского морского пароходства новому оператору - ФГУП «Атомфлот». Чтобы разобраться в ситуации, сложившейся сегодня на судах ледокольного флота, Мурманское информационное агентство обратилось к Вадиму Николаевичу Иванову, капитану атомного ледокола «Вайгач», как к человеку, посвятившему свою жизнь Арктике, ледокольному флоту.

- Вадим Николаевич, Вы можете прокомментировать эту ситуацию? Что думают сегодня моряки и экипажи судов?

- Знаете, подобные опасения вызывали и вызывают у меня только одно чувство - чувство недоумения. Давайте оценим ситуацию объективно. Атомные ледоколы всегда были и будут государственной собственностью. Да, в тяжелейшие девяностые годы Государство приняло решение о передаче атомного ледокольного флота в доверительное управление Мурманскому морскому пароходству. По моему глубокому убеждению, такое решение основывалось не только на том, что именно пароходство имело богатейший опыт эксплуатации атомных ледоколов, но и принималось в целях «спасения» атомного ледокольного флота как мощнейшей структуры - гордости страны. В те, уже далекие времена, в период становления рыночной экономики государство находилось в тяжелейшем финансовом положении, средств не хватало даже на социальные выплаты людям, что уж говорить о столь емком комплексе, как атомный флот? И как мне кажется, пароходство со своей задачей справилось на все 100 - атомный ледокольный флот сохранен, ледоколы весь период доверительного управления выполняли свою прямую функцию - обеспечивали судоходство по Северному морскому пути. При всем при этом, насколько я посвящен в суть вопроса, в период девяностных годов о государственной финансовой поддержке пароходству говорить не приходилось. А тот факт, что Государство приняло решение о передаче ледоколов новому оператору - ФГУП «Атомфлот», как структуре Росатома, я думаю, надо расценивать исключительно с положительной точки зрения, - значит, пришло то время, когда наше Государство почувствовало, что само может полностью нести «бремя» содержания атомного ледокольного флота, его эксплуатации и поддержания в должном техническом состоянии. Просто наше государство стало достаточно сильным, и это лично у меня не может не вызывать чувства гордости за свою страну. Так что моряки относятся к данной ситуации совершенно спокойно. Тем более, что со стороны нового оператора, который входит в структуру Росатома, уже были прогарантированы соответствующие условия труда и социальные гарантии морякам.

- Вадим Николаевич, Вы сейчас затронули тему сохранения кадрового потенциала. Неминуемо возникает вопрос: а как передача атомного ледокольного флота от одного оператора к другому затронет интересы людей, посвятивших свою трудовую биографию атомному флоту - экипажи ледоколов?

- Не побоюсь выглядеть в глазах читателей несгибаемым оптимистом и отвечу просто: уверен - никак. И это именно моя уверенность, а не желание верить во что-то. Уверенность, которая вселилась в меня, когда я четко осознал, что моя дальнейшая судьба как моряка, капитана, просто человека не безразлична Мурманскому морскому пароходству. По роду занимаемой мною должности я хорошо осведомлен о той работе, которую пароходство проводит совместно с ФГУП «Атомфлот» в части урегулирования всех нюансов, связанных с кадровым обеспечением атомного ледокольного флота после передачи его новому оператору. Не секрет, что в последнее время обеспечение атомоходов кадрами было достаточно проблематичным. Можно найти много причин этому, но, как я считаю, основная из них - резкое снижение числа выпускников специализированных вузов по специальностям, имеющим отношение к эксплуатации ядерных энергетических установок. Именно поэтому пароходство принимает все меры, чтобы процесс передачи атомного флота прошел без кадровых потерь. В настоящее время Мурманским морским пароходством разработан комплекс мер, позволяющий нам, морякам, не испытывать обеспокоенности за дальнейшее трудоустройство, за соблюдение всех предоставленных нам законодательством прав и гарантий со стороны пароходства. Морякам предлагаются к подписанию соответствующие соглашения, предусматривающие дополнительные выплаты. При этом я прекрасно понимаю, что Мурманское пароходство идет на это для того, чтобы сделать процесс увольнения и приема на работу к новому оператору планомерным и управляемым. Лично для себя вопрос перехода и дальнейшей работы в ФГУП «Атомфлот» я считаю решенным.

- Кстати, о правах и гарантиях. В некоторых СМИ в последнее время утверждается обратное. Якобы администрация пароходства игнорирует нормы трудового законодательства, фактически создает угрозу безопасности эксплуатации атомных ледоколов... Этими вопросами даже занималась транспортная прокуратура. Насколько справедливы такие утверждения?

- Ну, оценивать справедливость утверждений прокуратуры, это не мои полномочия. Насколько я понимаю, речь идет о задержке смены экипажа вверенного мне ледокола и реакцией на это Дудинской транспортной прокуратуры. Конечно, полномочия прокурора значительны, да и задачи, поставленные перед ним, вызывают более чем уважение - контроль за соблюдением законодательства во всех его проявлениях. Но я глубоко убежден, что любая проверка не должна ограничиваться исключительно формальным контролем, а должна охватывать все вопросы, давать именно объективную оценку. Да, на а/л «Вайгач» часть членов экипажа была заменена с превышением максимально установленного четырехмесячного срока работы. Да, наверное, формально это является нарушением трудового законодательства. Но при этом никто почему-то не учитывал, что данный вопрос, насколько мне известно, согласовывался пароходством с экипажем ледокола. На мой взгляд, в первую очередь, причиной таковой задержки была «стыковка» графика смен экипажей в привязке к сроку окончания доверительного управления и передачи ледоколов новому оператору, то есть создание максимально комфортных условий для перехода в новую структуру людям, принявшим решение и в дальнейшем работать на атомных ледоколах. Согласитесь, есть разница, перейти на новое место работы, находясь на берегу, имея для себя возможность выяснения всех сопутствующих вопросов, или же принимать такое решение, находясь в море, за тысячи миль от Мурманска. Это и обеспечение последующей бесперебойной работы атомных ледоколов при переходе уже под управление нового оператора - ФГУП «Атомфлот». По моему мнению, задачи более чем важные. Почему-то никем не принимается во внимание и тот факт, что работа экипажа сверх установленного срока - это в том числе и дополнительное материальное стимулирование членов экипажа... А что касается создания какой-то угрозы самой безопасности эксплуатации ледоколов - такое утверждение не выдерживает никакой критики. Судно с ядерной энергетической установкой - сложнейший технический комплекс, эксплуатация которого требует от всего персонала, в первую очередь, высокого уровня профессионализма. Как капитан ледокола, могу со всей ответственностью заявить, что техническое состояние ледокола «Вайгач» отвечает всем предъявляемым требованиям, принято мной под управление без каких-либо замечаний, не позволяющим даже говорить о теоретическом создании угрозы безопасности судна. Убежден, что попытки связать в единое целое факт нахождения части членов экипажа на судне сверх установленного периода работы с созданием угрозы безопасности эксплуатации атомного ледокола, это, как мне кажется, исключительно высказывания недобросовестных журналистов, не владеющих сколь-либо объективной информацией, но пытающихся как всегда создать псевдосенсацию.

Лента новостей