Самые читаемые
Юрий Евдокимов: «Уверен в одном - без дела не останусь!»
- Я всю свою жизнь руководствовался таким девизом: «Если что-либо делаешь - не бойся, если боишься – не делай!» Потому-то особой переоценки не произошло, и жалеть ни о чем не приходится
Весенние события нынешнего года, связанные с выборной кампанией по избранию мэра столицы Кольского Заполярья и последовавшие за ней события, запомнились жителями нашего заполярного края еще и уходом в отставку многолетнего губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова. Юрий Алексеевич ушел, в некоторой степени, не попрощавшись. Была в его уходе определенная недосказанность, незавершенность.
Корреспондент Мурманского информационного портала «Би-порт» встретился с экс-губернатором региона.
- Юрий Алексеевич, вступая в конфликт с партией, в которой состоите, понимали ли Вы, что он может завершиться Вашей отставкой? Если да, то почему Вы пошли на такой шаг? Чем закончилось разбирательство «личного дела» партийца Евдокимова в московской штаб-квартире?
- Хороший вопрос.
Я прекрасно понимал, чем могут закончиться мои разногласия с партией. Но самое главное в том, что ни в какой конфликт с партией я не вступал. Вероятно, в партии так решили, может быть. Но ведь я задолго до выборов, когда речь шла о кандидатуре мэра Мурманска, высказывал свое мнение и открыто сказал о том, что действовавший на тот момент глава администрации областного центра непопулярен. Я говорил о том, что партии необходим другой кандидат, если она не хочет потерпеть поражение. Не стану сейчас называть фамилий, они всем известны. Просто повторю то, о чем говорил всегда: еще задолго до этих событий один из моих замов сделал заявление, что пойдет на выборы. Я ему сказал, что поддержать не смогу. Он мне сразу положил заявление на стол. Ему тут же была найдена замена. Что получилось из этого, все прекрасно знают. 32 средства массовой информации (в основном федеральных, авторитетных) обрушились на губернатора Мурманской области, то есть на меня. Так что я всегда знал, чем все это может закончиться, но я не мог поступить иначе. Я не мог согласиться с партией, так как я знал, что команда действовавшего тогда мэра не просто непопулярна, а превратила бюджет в личную кормушку. В итоге я занял принципиальную позицию.
Что касается моего партийного дела, то его попросту не было. После ухода с поста губернатора я отравился в отпуск. На всякий случай до конца года заплатил все партийные взносы. Меня никто никуда не вызывал и никаких разборок полетов не устраивал. Но, возможно, все впереди.
- Сегодня много говорится о том, что Мурманская область, имеющая серьезный производственный потенциал (КГМК, «Апатит», ГОКи, порты, рыбу), остается дотационным регионом. И это звучит как, своего рода, упрек в адрес руководства области. Как бы Вы сейчас ответили критикам?
- Так рассуждают те, кто не знаком с ситуацией. В последние годы многократно менялось налоговое и иное законодательство. Не стану говорить о конкретных законах, но отмечу, что в результате этих изменений регион лишался части налоговых поступлений, которые перераспределись в пользу федерального центра. То есть, планка налоговых поступлений опускалась все ниже и ниже. Но самый ощутимый удар область получила после того, как в 2005 году произошло то, чего никто и не ожидал. Тогда все семь ЗАТО (их 42 по России) были переброшены на плечи региона. А ведь это 6,5 миллиарда рублей ежегодных дотаций. Да и сами ЗАТО – это особые города, где идут выплаты за особые условия проживания. И военные города-гарнизоны всегда являлись зоной ответственности федерального центра. Это те расходы, которые должно оплачивать государство. Следовательно, Мурманская область будет оставаться дотационным регионом до тех пор, пока ЗАТО будут оставаться на плечах области. Если предположить, что федеральный центр заберет ЗАТО под свою полную опеку, как это было раньше, то со временем бюджет региона может стать недотационным. А пока ЗАТО у нас на бюджете – то будут дотации, и мы останемся дотационным регионом. И обвинять в этом региональную власть не стоит.
- Почти вся Ваша сознательная жизнь прошла на Кольском полуострове, в Мурманске. Какие годы Вам сегодня наиболее памятны? Что Вы считаете своим главным достижением на посту секретаря обкома партии, председателя облсовета, губернатора?
- На Севере я живу 36 лет. И каждый год моей жизни здесь, в Заполярье, был памятным. Об этом можно много говорить и многое можно вспомнить. С первых дней моего пребывания на Кольском Севере для меня все сложилось очень символично. Я, никому неизвестный паренек с Украины, сразу же возглавил комсомольскую ударную стройку в Ковдоре.
Много лет занимался строительной отраслью, был секретарем обкома партии по строительству. И наш главный показатель – 800 тысяч квадратных метров жилья в год. Вот и получается, что называющие тот период застоем, ошибаются! Когда я возглавлял Областной совет, то в него избиралось 220 депутатов. Многие этот орган называли тогда военным советом, потому что в его составе было много военнослужащих. Но было в нем немало и демократов, и интеллигенции. Все эти люди были разными, сложными, каждый с характером. Но мы вместе приняли тогда непростое решение (после аварии на Чернобыльской АЭС) о замене энергоблоков на Кольской АЭС. А в 1993 году Мурманский облсовет признал незаконным решение Бориса Ельцина о роспуске Советов по всей стране. Это было для нас трудное решение, за него я благодарен каждому из депутатов…
Что касается должности губернатора, то это особый период моей жизни. В этот период было много проектов, планов. Но главное все-таки в том, что удалось сделать. Это и система взаимоотношений, позволившая создать Ассоциацию шефства над Северным флотом, перестроить работу по подготовке кадров (к примеру, организовать обучение в Нахимовском училище детей-сирот, детей из неполных семей, которые потом возвращались на флот молодыми лейтенантами). Мы проводили для этих ребят и других молодых офицеров-первогодков Лейтенантский бал, куда они приглашались вместе с женами. Все это мое детище и моя гордость!
Не могу не вспомнить акцию «Спаси ребенка». Это тоже наше «изобретение». Наш призыв о помощи больным детям был услышан. И нам удалось вернуть счастье в семьи северян. У нас 370 таких семей за 10 лет. И сегодня мы знаем, если кому-то из заполярных ребятишек по жизненным показателям нужна помощь, то у нас есть на нее средства.
Уже состоялись или вскоре состоятся и те проекты, которые мы разрабатывали. Это и Мурманский транспортный узел, и горизонт 172-го рудника «Северный Глубокий», и электрификация железной дороги, и вторые железнодорожные пути, и многое-многое другое. Мне могут сказать, что это заслуга компаний. Безусловно, это так, но есть во всем этом и наша заслуга, потому вряд ли могли без помощи, самостоятельно, эти проекты реализовать.
А как был спасен ОЛКОН, градообразующее предприятие, и от банкротства, и от рейдерского захвата? Роль региональной власти здесь, на мой взгляд, значительна. А поддержка перспективных проектов? Это и Федорова тундра, и Олений Ручей, и Штокман. Мы всем этим занимались и, прежде всего, думали о комплексном развитии региона, что и отражено в программе по его развитию до 2025 года.
И сегодня надо продолжать эти проекты и надо говорить о них, так как и Штокман, и разработка шельфа, и МТУ, и Олений ручей – все это второе дыхание для области. Это новое качество жизни населения региона.
- После Вашего ухода с должности администрацию области проверяла Счетная палата РФ. Тогда Вы сожалели, что Вам не удалось самому выступить перед коллегией Счетной палаты РФ. А что бы Вы сказали аудиторам?
- Я действительно сожалел о том, что центр поторопился с удовлетворением моего заявления. Мне, конечно же, нужно было самому выступить на коллегии Счетной палаты России. Но необходимость в этом отпала сама собой, так как двенадцать высококлассных специалистов, проводившие проверку, отметили, что нецелевого использования средств в регионе нет. А 1,5 миллиарда рублей, которые якобы «нарыли», то это вопрос вкуса: мы их отбили, на 19 страницах написав свои возражения. В противном случае материалы по такой сумме были бы переданы в прокуратуру со всеми вытекающими последствиями.
- Вы выступали активным противником проекта «Белкомур». А 10 июня в Архангельске прошла международная конференция по развитию транспортной системы Баренцева Евро-Арктического региона с участием российских и скандинавских специалистов. В ней принимают участие и представители Минтранса РФ. Последним вопросом повести дня этого форума заявлена как раз тема «Белкомура». Насколько, на Ваш взгляд, сегодня необходима реанимация данного проекта, кому это выгодно?
- Я никогда не выступал против «Белкомура». И это было бы глупо. Вопрос в том, где «Белкомур» будет заканчиваться. Я выступал за то, чтобы он заканчивался в Архангельске или Мурманске. Правильнее было бы в Мурманске – здесь незамерзающий порт и соответствующие глубины, дающие возможность принимать крупные суда дедвейтом до 300 тысяч тонн. И я свое мнение многократно высказывал в Минтрансе. Моя позиция: нельзя грузы с Поволжья и Приуралья пускать на Балтику мимо Мурманска и Архангельска.
- Юрий Алексеевич, после ухода с губернаторского поста сразу заговорили о том, что такому деятельному и знающему человеку непременно найдется работа. К Вам примеряли разные должности. К примеру, прочили пост сенатора от Мурманской области. Также говорили и о том, что Вы можете занять кресло депутата Госдумы или облдумы, куда Вы были избраны во главе списка партии «Единая Россия». Насколько верны такие разговоры? Есть ли у Вас какие-либо предложения или наметки по дальнейшей работе, будет ли она связана с Кольским полуостровом?
- К тому, что вы здесь назвали, можно добавить предложение занять должность посла России на Украине или торгового представителя в Канаде.
Я же пока в отпуске. Не тороплюсь и жду официальных предложений. Уверен в одном – без дела не останусь! Признаюсь, что не хотел бы рвать связь с Кольским Заполярьем.
- Многие проекты, которые начинались Вами, сейчас продолжил новый губернатор региона. Среди них и Мурманский транспортный узел, и свободная экономическая зона в Кольском заливе, и месторождение «Олений ручей». А какие еще задумки имеются в Вашем портфеле, но к которым Вы так и не приступили? На что, по-Вашему, новому руководству области необходимо обратить особое внимание в настоящее время?
- Да, многое реализуется, кое-что уже спроектировано, но некоторые проекты и планы реализовать не удалось. Например, проект «Ветропарк-2». Я уверен, что будут реализованы проект по созданию туристических зон на юге области и проект строительства стадиона на месте устрашающего котлована на въезде в Мурманск со стороны юга, проект по строительству многофункционального спортзала между Ледовым дворцом и бассейном, который у нас в Заполярье необходим. Жалею, что не успел реализовать проект по строительству мощного конгрессно-выставочного зала (необходимо для того, чтобы Ледовый дворец использовался по своему прямому назначению).
Не реализована моя мечта о строительстве в нашем городе цирка.
Что касается моих пожеланий, на что обратить внимание новой команде, то скажу так: скоро будет 100 дней со дня инаугурации нового губернатора Дмитрия Дмитриенко, потом полгода, потом год и так далее. Как будут события развиваться дальше, не знаю, но пока ошибок в их работе не вижу. Считаю, что он на правильном пути. Я готов ему только помогать.
- Юрий Алексеевич, в Вашей работе на должности губернатора большая роль отводилась международному сотрудничеству, западные соседи высоко ценят роль и этого сотрудничества, и Ваш личный вклад в его развитие. Как Вы сами оцениваете это сотрудничество и его роль в развитии экономики региона? Какими Вы видите перспективы этого сотрудничества сегодня, особенно в преддверии реализации масштабных проектов – МТУ и Штокмана?
- Жить рядом с такими соседями и не использовать любую возможность для улучшения условия жизни северян нельзя. Такое сотрудничество было и остается плодотворным и являет собой уникальный, беспрецедентный пример сотрудничества сопредельных территорий. Можно вспомнить, как оно начиналось. Это был трудный период, когда на прилавках наших магазинов было пусто. Тогда мы на машинах скандинавов завозили в наш регион продовольствие, что нас и сблизило.
Мало кто анализировал, какие огромные деньги Норвегия вкладывала в наш регион. Этому сотрудничеству нет аналогов. Взять те же РИТЭГи. Этот проект продолжается: сейчас Норвегия реализует аналогичный проект по замене 71 РИТЭГа на Балтике.
Нам удалось создать уникальную модель сотрудничества. И это не только сотрудничество в сфере экологии или экономики. А как у нас развивались отношения в культурной сфере, в сфере образования и здравоохранения! Мы совместно поставили семь опер. У нас есть норвежские классы, происходит обмен специалистами, проводятся Дни Норвегии и Финнмарка в Мурманске. Все это объясняется, как утверждает Карнеги, ролью первого лица. С их стороны этой работой занимается лично король Харальд V, королева Соня, глава МИД Норвегии Йонас Гар Стере, премьер-министр Йенс Столтенберг.
И я горжусь тем, что мне вручили «Орден «За заслуги» (Командорский крест), который был учрежден Королем Норвегии Олавом V в 1985 году и является наградой за особо выдающуюся деятельность. Мне его вручили за развитие добрососедских отношений. И я уверен, что эти отношения и дальше будут такими же теплыми и плодотворными. Тем более что Норвегия будет участвовать в разработке Штокмана. Кроме того, норвежцы предложили создать Поморскую зону. Со своей стороны мы предложили создать такую же зону на Шпицбергене. Так что фундамент дружеских отношений заложен, и он очень крепкий.
- На посту губернатора Вы много внимания уделяли военным, особенно в трудные годы, когда была даже создана организация шефов. Как Вы оцениваете современную военную реформу теперь уже с позиции стороннего человека, но имеющего большой опыт взаимодействия с армией и флотом?
- Тут ничего нового не скажешь. Только общие слова. Да, реформа нужна, да, армия должна быть современной, она должна иметь современное оснащение. Конечно, хочется уйти от срочной службы. Хочется, чтобы армия была профессиональной. И все эти изменения предполагает реформа. На словах все правильно. Как будет на деле, посмотрим. Последствия реформы для нашего региона будут ощутимы, так как Кольский полуостров регион особый: здесь много войсковых подразделений, базируется Северный флот…
- Удалось ли Вам отдохнуть? Что Вас поддерживает в жизни в периоды максимального напряжения, перемен?
- А я еще отдыхаю, но пока не могу понять: удалось отдохнуть или нет. Был на рыбалке. Это увлечение, которое всегда помогает мне восстановить силы. Я могу сесть в лодку и грести веслами часа четыре. И когда я приплываю на место рыбалки - вокруг никого нет. Я там наслаждаюсь общением с природой, и это главное лекарство от всевозможных нагрузок.
Вот вы спросили: ожидал ли я отставки после того, когда не поддержал кандидатуру мэра, выдвинутого от партии власти, в которой сам и состою. Добавлю к уже сказанному: это была ожидаемая неожиданность, как на рыбалке. Ты стоишь с удочкой и не знаешь, когда у тебя клюнет, но понимаешь, что это произойдет рано или поздно…
Что мне помогает помимо рыбалки? Конечно же, общение с семьей, общение с друзьями, которых у меня единицы, но их и не может быть много. Но я доверяю им свои переживания и ценю их мнение.
Люблю читать. Мне интересны серьезные книги (Арман Ришелье, Дейл Карнеги). И без тех знаний, которые я почерпнул в этих книгах, без той мудрости, которая в них, мне было бы трудно находить в этом мире правильные решения.
- Произошла ли в период, прошедший после отставки, переоценка окружающих людей, событий, предыдущих решений и действий?
- Я всю свою жизнь руководствовался таким девизом: «Если что-либо делаешь - не бойся, если боишься – не делай!» Потому-то особой переоценки не произошло, и жалеть ни о чем не приходится. Даже кадровых ошибок не вижу, хотя есть определенные сожаления в отношении некоторых людей, которых приблизил или в отношении которых промолчал, не проверив их до конца. Но это не главное. В общем-то, мне сожалеть не о чем. Я работал и стремился оставаться принципиальным во всех важных вопросах.
- Вашей команде, с которой Вы работали много лет, сегодня приходится не слишком-то легко. Чтобы Вы им посоветовали?
- Новый губернатор делает свои назначения, и это его право. Но большинство из старой команды остались работать. Им я желаю успеха.
А те, кто ушел, пусть ни о чем не жалеют. Уверен, многие из ушедших, особенно молодые специалисты, будут работать на самых высоких должностях, в том числе и в бизнес-структурах. Тем, кто еще не нашел себе применения, желаю не падать духом. Они найдут свое место.
Обращаясь к бизнес-сообществу региона, хотел бы порекомендовать им обратить внимание на тех специалистов, кто высвободился из структуры администрации. Все они высококлассные работники, не исчерпавшие свой ресурс. Они умеют работать и будут полезны!
Всем жителям Заполярья, дорогим северянам, желаю успехов, процветания, которое придет вместе с реализацией новых проектов.
Наша справка
Юрий Алексеевич Евдокимов - родился 1 января 1946 года в Ровенской области. Губернатор Мурманской области с декабря 1996 года по март 2009 года.
Детство и юношество Юрия Евдокимова прошли на Украине, в Запорожье. C 1963 по 1970 годы работал электрослесарем, мастером по ремонту оборудования, наладчиком сборочного цеха Запорожского электровозоремонтного завода.
Срочную службу проходил в группе советских войск в Германии.
В 1970 году заочно закончил Днепропетровский инженерно-строительный институт по специальности инженер-механик. После армии с 1972 по 1974 год работал старшим инженером, прорабом Запорожского научно-исследовательского института строительного производства.
В 1974 году по приглашению треста «Ковдорстрой» приехал в Мурманскую область. Работал механиком, прорабом, старшим прорабом треста. С октября 1974 года по январь 1984 года – инструктор, заведующий промышленно-транспортным отделом, секретарь, второй секретарь Кировского горкома КПСС.
В 1984 году окончил Ленинградскую партийную школу.
С 1984 по 1990 годы – заведующий отделом строительства, 2-й секретарь Мурманского обкома КПСС.
С 1990 по 1994 год возглавлял Мурманский областной совет народных депутатов.
В 1994-1996 годах – работал генеральным директором Мурманского филиала АО «Акционерная финансовая корпорация «Система».
В декабре 1996 года избран главой администрации Мурманской области.
С декабря 1997 года – губернатор Мурманской области.
В марте 2000 года переизбран на второй строк, набрав 86,6 процента голосов избирателей.
В марте 2004 года переизбран на третий срок (набрал 77,1 процента голосов избирателей). В феврале 2007 года в четвертый раз стал губернатором Мурманской области.
21 марта 2009 года президент России принял его отставку по собственному желанию.
Награжден орденами «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени.
Лента новостей
Жителя Мурманска взяли под стражу за серию краж в супермаркетах
14:14 – 23 ноября
Проезд по дороге Заполярный-Сальмиярви останется закрытым
11:58 – 23 ноября
Житель Мурманска ночью вскрыл магазин, чтобы украсть колбасу
11:14 – 23 ноября
Пять огнеборцев потушили деревянную бытовку в Кильдинстрое
10:28 – 23 ноября
Бизнес в Мурманской области занял у банков 115 млрд рублей с начала года
16:36 – 22 ноября
Вице-премьер РФ заявил о важности строительства новых верфей в стране
16:21 – 22 ноября
Мурманск не смог привлечь кредитные линии в 1 млрд рублей
16:06 – 22 ноября
Рейс из Петербурга в Мурманск ушёл на запасной аэродром в Архангельск
15:33 – 22 ноября
С 29 декабря "Лыжная стрела" начнёт рейсы из Москвы в Апатиты
15:05 – 22 ноября
14:51 – 22 ноября
Город-спутник Кольской АЭС будет взымать налог с туристов
13:38 – 22 ноября