16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
20:42 Четверг 2 мая 2024

Поэзия в другом измерении: как преобразился фестиваль “Табуретка” в Мончегорске

11:12 – 22 августа 2022

В парке имени Бровцева северяне встречали циркачей, поэтов, художников и даже цветок с Марса

Фестиваль “Табуретка” прошел в Мончегорске в шестой раз. Благодаря фонду “Живая классика”, компании “Норникель” и Кольской ГМК арт-объект – двухметровая табуретка в парке имени С.Е. Бровцева – положил начало поэтическому фестивалю, который в этом году перерос в фестиваль искусств.

“Фестиваль трансформировался, но неизменной осталась табуретка, потому что она такая тяжелая, высокая, мы точно ее никуда не перевезем, поэтому она здесь стабильно. Неизменно и чтение на табуретке. Это символ первой сцены в жизни каждого человека”, – рассказала президент фонда “Живая классика” Марина Смирнова.

“Табуретку” торжественно открыло шествие костюмированных героев художника-модельера Елены Басовой. Приближение мини-карнавала можно было услышать издалека – он сопровождался самобытным ритмом барабана. Вдохновленная свойствами материалов к сжатию и растяжению, Басова создала костюмы, переносящие гостей фестиваля в совершенно другой мир. Один из них – “Марсианский цветок” получил Гран-При в конкурсе модельеров “Кутюрье года” и первое место в номинации “Сценический образ”.

Прошлое, настоящее и будущее “Табуретки” как преемника поэтического фестиваля показали представители мурманской “научки” и творческого объединения “Полярный КОТ”. Идея проекта “Поэзия 4D” родилась два года назад во время подготовки ко Дню поэзии. Участники объединения хотели сделать концертный формат, который позволил бы воспринимать стихи не только на слух, но и визуально. Авторы использовали четыре инструмента: поэзию, танец, музыку и импровизацию. Выступления танцоров и музыкантов не готовятся заранее – они подстраиваются под настроение произведений.

“Каждое стихотворение обрело форму. Эта форма крайне приятно сказывается на аудитории. Иногда бывает, что поэт, который написал стихотворение, какого-то образа, быть может, не увидел, а танцор, который воспринимает строчки на слух, нашел другой подтекст или идею, которые можно передать с помощью движений. Стихотворение – это не всегда просто строки, сложенные красиво в рифму, но и образы, которые приходят на ум поэту”, – рассказал корреспонденту “Би-порта” руководитель “Поэзии 4D” Валерий Сакович.

В этом году к проекту удалось подключить художницу, которая в течение двух часов слушала поэзию и писала картину. В результате получилось двухметровое полотно, в котором отразилась каждая строчка прочитанных стихов – по словам Валерия Саковича, это уже поэзия в формате 5D. Команда работает над тем, чтобы и стихотворный элемент был основан на импровизации – по словам Саковича, это может произойти уже в новом сезоне.

Самую большую аудиторию удалось собрать цирковым выступлениям. Уличный клоун-театр Tall Brothers (“Высокие Братья”) выступил в трех “отделениях” – артисты показали северянам детство, молодость и старость. Их выступление, где 99% – это импровизация, во многом строятся на взаимодействии с аудиторией. Зрители всех возрастов оказываются вовлечены в процесс, создавая выступление наравне с артистами.

Tall Brothers ищут вдохновение в немом кино, музыке и творчестве Даниила Хармса. Как отмечают сами актеры, закон клоунады – всегда идти от обратного, спотыкаться там, где все идут ровно.

“Было бы здорово провести первый арктический фестиваль не уличного театра, не уличного искусства, а уличного цирка – потому что цирк многогранен, клоунада многогранна. Цирк впитывает в себя много всего интересного – то же кино, ту же поэзию”, – добавил член коллектива “Высокие Братья” Денис Васильев.

Артисты “Упсала-Цирка” показали другую грань клоунады – их спектакль “Приехали” привлекал внимание акробатическими элементами. Аудитория замирала от каждого сальто, падения и прыжка. Темой выступления был поиск ответа на вопрос – чего мы ждем от этого мира, поэтому зрители могли по-своему трактовать демонстрируемый сюжет.

В коллективе “Упсала-Цирка” занимаются дети с особенностями развития и ребята из неблагополучных семей. Артисты соединяют в своем творчестве акробатику, жонглирование, а также элементы уличной культуры, паркура, брейкданса и контемпорари.

Все площадки фестиваля работали автономно. Гости могли разрисовать табуретку, послушать лекции приглашенных экспертов, попробовать себя в творчестве саами. В одном из шатров расположились художники Валерий и Наталия Черкашины. После лекции и кинопоказа Валерий пригласил северян сразиться в творческом бою – на ринге прошел перфоманс “Живописного бокса”.

Участников одевали в защитные костюмы, а на их спины приклеивали холсты. Боксерские перчатки, смоченные в краске, стали инструментом, созидающим абстракционизм на “живых полотнах”.

“Знаете, есть удар кистью у художника. Но почему только кистью? Есть удар руками, удар перчатками, удар теннисными мячами. Мы расширили эти возможности. Ребята делали работы на друг друге. Вроде бы и удар, но в то же время созидающий удар”, – рассказал Валерий Черкашин.

Одним из ключевых мероприятий фестиваля стал показ фильма “Дух сейда”. Кинолаборатория, в рамках которой создавался фильм, стала одной из предфестивальных площадок.

“Кинолаборатория – это то место, где ты можешь попробовать себя в разных ролях в киноиндустрии, стать режиссером, сценаристом, оператором или даже актером. Это хорошая возможность и опыт”, – поделилась с “Би-портом” главный сценарист фильма Арина Кирьянова.

При создании фильма ребята вдохновлялись местным колоритом. Сюжетная линия строится вокруг сейда, в котором, по словам школьницы Светы, живет дух ее отца.

Завершился фестиваль стендап-концертом и творческим вечером Сергея “Дукалиса” Селина.

С фоторепортажем “Би-порта” с фестиваля вы можете ознакомиться по ссылке.

Лента новостей