16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
17:19 Среда 30 октября 2024

"Глобальное похолодание не станет катастрофой для жителей Мурманской области"

15:06 – 30 октября

Глобальное похолодание в странах Северной Европы предрекли в своем открытом письме 44 европейских климатолога. Оно успело наделать много шума. Для нас, жителей Мурманской области, которая находится вообще за пределами Северной Европы, в Арктической зоне, эта тема волнительная. Как относиться к угрозам прогнозируемых климатических изменений и как глобальное похолодание, если оно все-таки случится, отразится на нашем регионе? На эти и другие вопросы ответил "Би-порту" заведующий лабораторией океанографии и радиоэкологии Мурманского морского биологического института РАН, кандидат географических наук Геннадий Ильин.

- Геннадий Васильевич, вы ведь читали первоисточник – открытое письмо климатологов, где они предупреждают мировое сообщество о надвигающейся глобальной катастрофе. Все, правда, так страшно?

- В заявлении климатологов поднимается вопрос об изменении температуры воздуха и воды. Изложенные в очень обобщенной форме их соображения не подкреплены достаточной научной аргументацией. Они полагают, что повышение температуры может привести к изменению всей системы циркуляции вод в Атлантике. И это будет иметь "разрушительные и необратимые последствия глобального характера. С их точки зрения, особенно драматические последствия коснутся северных стран, в которых ожидается «холодная» катастрофа. В этом заявлении нет главного: объяснения, почему температура повышается? Соответственно, очень слабо аргументировано предположение о дальнейшем росте температуры до неких критических значений и длительности роста.

Что касается риска изменения океанической циркуляции в Атлантике, то Межправительственная группа по изменению климата (МГИК) пришла к выводу, цитирую, что "существует средняя степень уверенности в том, что меридиональная циркуляция в Атлантическом океане не прекратится внезапно до 2100 года".

Таким образом, климатологи предупреждают о том, что, по их мнению, может произойти, но может и не случиться в пределах достаточно продолжительного времени. Открытое письмо европейских ученых, как мне кажется, направлено, скорее, в публичную плоскость, нежели научную.

- Однако об угрозе глобального холода говорится уже очень давно. И многие ученые связывают ее как раз с воздействием на Северо-Атлантические течения, на Гольфстрим, который согревает Северную Европу. Говорят, что к мировому катаклизму приведет замедление теплого течения или вовсе его остановка. Насколько эта угроза реальна, на ваш взгляд?

- Безусловно, замедление течения, его изменение – это явления планетарного масштаба, если они произойдут. И для этого нужны причины планетарного масштаба, которых российские ученые пока не наблюдают. Но давайте немножко окунемся в историю вопроса.

Гипотетическая проблема об изменениях в океанических течениях поднималась с конца 80-х годов прошлого века. Но тогда по математическим моделям больше рассматривали влияние сибирских рек. Предполагали, что увеличение стока сибирских рек в связи с таянием вечной мерзлоты может повлиять на систему Северо-Атлантических течений. Но потом все это затихло. И тема вновь начала подниматься, когда ученые начали фиксировать устойчивые изменения температуры воздуха.

Но на природу этих изменений до сих пор нет достоверной общепринятой точки зрения. Одни ученые говорят, что это результат антропогенного воздействия, другие, в частности, академические ученые, считают, что это естественные флуктации и от человека никак не зависят.

Что в истории Земли, кстати, уже наблюдалось. Когда еще и человека не было, а изменения уже были. Если вспомнить Средние века, когда в Европе было очень холодно, когда в Голландии катались на коньках на замерзших каналах, тогда о промышленности не было и речи. Гольфстрим никуда не поворачивал, но считается, что был ослаблен. Связи здесь неоднозначные. И Гольфстрим влияет на температуру воздуха, на его движение, но и атмосфера влияет на состояние поверхности моря. И эту взаимосвязь очень сложно учесть, она непостоянна.

Но то, что изменения климата идут, и они очень устойчивые, это неоспоримо.

- Геннадий Васильевич, многие ученые с тревогой говорят о быстром таянии арктических льдов. Этот результат климатических изменений к чему может привести?

- Да, повышение температуры влияет на таяние ледниковых шапок, ледовых полей. Самая большая ледниковая шапка на Севере – это Гренландия. Там сосредоточен очень большой запас льда. Талые воды стекают в океан в зоне возвратной ветви Северо-Атлантического течения. Эта вода, скажем так, может мешать традиционному движению течения. Собственно, из-за этого, полагают некоторые ученые, может якобы нарушиться вся система течений и перераспределения тепла в океане.

Впрочем, если вернуться к заявлению климатологов, они имеют в виду более широкие изменения, захватывающие не только Гренландию, но и климат как минимум всего Северного полушария, когда изменения идут уже от тропических течений, которые питают Мексиканский залив, откуда берет начало Гольфстрим.

Но эта связь у них мало прослеживается, заявление построено больше на эмоциях. В принципе, как некая "страшилка" это заявление может рассматриваться. А будет так или не будет – это доподлинно никому не известно.

Если брать Гренландию, то там ледники тают давненько, не один десяток лет. И они уже существенно сократили свою площадь. На Шпицбергене наблюдается еще более удручающее положение с ледниками. Они подтаяли очень сильно. И разве мы видим какие-то большие изменения в течениях? Нет, мы их не видим. Математическая модель – это одно, а на практике получается другое. Дело в том, что связи между всякими явлениями постоянно изменяются, увеличивается вклад одних факторов, уменьшается влияние других. И тут же на смену им может прийти противопоставленный фактор, который до этого не учитывали.

Ледники тают, но кардинальных изменений в зимней погоде Северной Европы мы не наблюдаем. Пример - прошлая зима, когда прогнозировали суровые холода в Европе. А что получилось? В Европе даже не сожгли газ, который запасли на зиму. Как видим, прямой связи между таянием льдов, изменениями Гольфстрима и глобальным похолоданием не наблюдается.

Еще в расчет надо принимать и то, что тают ледники только летом, а зимой естественное таяние ничтожно. Сам процесс таяния ледников наблюдается устойчиво, но происходит оно с сезонной цикличностью и влияние его, видимо, тоже циклично.

Климатические изменения действительно есть, и они очень устойчивые. Если лет десять назад мы наблюдали таяние льдов только в Северном полушарии, то теперь в Антарктиде тоже начали таять льды. Насколько это циклично, насколько долго это будет происходить, никто не может сказать определенно.

- Геннадий Васильевич, но если тепло Гольфстрима и системы Северо-Атлантических течений перестанет согревать Северную Европу и Мурманскую область, разве не случится катастрофы? Некие представители общественности уже пугают тем, что начнет замерзать Кольский залив, а зимы станут очень суровыми…

- Знаете, в основном это письмо подписали ученые европейцы. И для них гипотетическое похолодание - это, может быть, катастрофа. У нас в России, живут люди вообще за пределами Северной Европы - в Арктике. И для нас сильные морозы – никакая не катастрофа. В отличие от европейцев в нашей культуре исторически отлажены соответствующие механизмы и общественная инфраструктура, позволяющие жить в холодный период. Ранее сильные холода наблюдались в Мурманской области с периодичностью.

Как я уже говорил, влияние теплых вод Атлантики на море неоспоримо, это отражается и в состоянии ледяного покрытия акваторий. Пока на протяжении более двух десятилетий об аномальном замерзании Баренцева моря речи нет. Мы наблюдаем положительные аномалии температуры атлантических вод в течение последних 20-30 лет. А по данным тех же климатологов, тенденция роста переноса тепла в Баренцево море из Атлантики наблюдается в течение последнего столетия.

Если температура в Баренцевом море будет повышаться, изменит ли это промысловую обстановку?

- Наиболее существенных климатических изменений в морской экосистеме следует ожидать в высоких широтах, где условия обитания наиболее контрастны. Потепление и сокращение морского льда расширили благоприятную термальную среду и кормовую базу для традиционных промысловых видов. Изменения миграций промысловых видов рыб происходили и происходят периодически в так называемые «тёплые» и «холодные» годы и хорошо описаны учеными ММБИ РАН и ПИНРО. Сейчас возможно таких феноменов стало больше, а их география расширяется, смещается на север. К примеру, у оконечности Новой Земли было отмечено появление нехарактерных видов рыб. Бореальные промысловые виды, такие как атлантическая треска, пикша расширили зону своего распределения и показали рост биомассы в 2010-х годах. Хорошо это или плохо – вопрос открытый, так как расширение ареалов бореальных видов сопровождается сокращением ареалов арктических видов. В изменениях промысловой обстановки нужно рассматривать не столько влияние климатических условий (они медленно происходят), сколько влияние человека. Управление запасами может изменить в течение двух-трех лет всю промысловую обстановку, как это складывалось с мойвой, а в свое время и с треской.

- Геннадий Васильевич, А что вы скажете по поводу замерзания Кольского залива?

- Начнет замерзать Кольский залив? В этом никакой новации нет. Он иногда, в суровые зимы, действительно замерзает. Это происходило и ранее с неправильной периодичностью 5-8 -10 лет. Белое море регулярно замерзает. В этом нет катастрофы.

У нас есть такой показатель – кромка льда в Баренцевом море. Есть зимняя кромка льда и летняя. Они двигаются, и в истории отечественных наблюдений, бывало, что зимой в Баренцевом море свободной ото льда оставалась одна треть акватории. Ледовая кромка доходила до Святого Носа. Сейчас она далеко отодвинута, а летняя ледовая кромка заходит за Землю Франца Иосифа.

В настоящее время идет усиленная отдача тепла атлантическими водами на Севере, больше, чем 20 - 30 лет назад. Так что Кольский залив начнет регулярно замерзать, думаю, не скоро.

- Получается, что к заявлению европейских климатологов не следует воспринимать всерьез?

- Происходящие климатические изменения носят планетарный характер и создают немалые риски опасных природных явлений. Заявление европейских климатологов акцентирует внимание на частном случае – изменениях в системе океанических течений Гольфстрима и о катастрофичности климатических изменений для стран Европы.

Однако, принимая во внимание вековой масштаб потепления в Арктике, следует признать промышленный выброс парниковых газов лишь составной частью причин роста температуры. Следует упомянуть и о Малом ледниковом периоде в Европе, который окончился в конце XVIII века и не имел ничего общего с антропогенной деятельностью. На этом фоне обсуждаемое заявление имеет налет пиар акции, где главным посылом стал призыв к быстрейшему и строгому исполнению всеми государствами Парижских соглашений по климату.

Фото: Екатерина Громова

Лента новостей