16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
9:54 Пятница 29 марта 2024

руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ: «Введение дисквалификации позволит ФАС активнее пресекать нарушения со стороны чиновников и топ-менеджеров компаний. Мы рассчитываем, что это снизит количество нарушений»

9:32 – 13 марта 2009

Несмотря на это, нефтяные компании просто бросили вызов правительству России, подняв оптовые цены на 30-60 процентов. Мы приняли этот вызов. Штрафные санкции для нефтяных компаний будут выше, чем в первый раз, поскольку это уже повторное нарушение

Пять лет назад, 10 марта 2004 года, Игорь Артемьев был назначен руководителем Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ. Вскоре после того, как он возглавил ФАС, ведомство начало разрабатывать новый закон «О защите конкуренции». Главной целью закона Игорь Артемьев считал возможность оказывать влияние на поведение крупных компаний, что позволит Федеральной антимонопольной службе бороться с так называемыми картельными сговорами. Неоднократно в «картельном сговоре» руководитель ФАС обвинял нефтедобывающие компании страны. В начале 2009 года Артемьев как глава созданного в Москве штаба по координации деятельности, направленной на выявление антиконкурентных действий участников топливного рынка, руководствуясь данными январского мониторинга цен на нефтепродукты в России, сообщил, что они были искусственно завышены. «Ни одно моторное топливо в России, кроме 98-го бензина, не должно стоить за 20 рублей», - заявил он в феврале того же года.

В преддверии 5-летнего юбилея работы Игоря Юрьевича Артемьева на ответственном посту Мурманское информационное агентство попросило его ответить на ряд вопросов, касающихся работы его ведомства и во многом жизни всех россиян.

- Игорь Юрьевич, недавно закончился 2008 год, подведите некоторые итоги работы ФАС России. Отметьте наиболее значимые дела, рассмотренные специалистами Федеральной антимонопольной службы.

- В прошлом году мы возбудили более 6,5 тысячи дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, что на 2 тысячи дел больше, чем в 2007 году. Причем основной рост составил по делам, возбужденным в отношении органов власти. В прошлом году мы стали больше возбуждать дел по незаконным соглашениям и согласованным действиям, ограничивающим конкуренцию. Это связано в том числе и с тем, что у нас появилось специальное управление по борьбе с картелями.

При этом количество отмененных решений, принятых ФАС, по-прежнему составляет не более 20 процентов от общего количества решений и предписаний ФАС. Это показатель качества нашей работы.

Прошлый год отметился значительным ростом наложенных штрафов на нарушителей закона. Общий объем штрафов составил более 13 миллиардов рублей. Это связано с активным применением нами и территориальными органами ФАС оборотных штрафов за злоупотребление доминирующим положением и сговоры на рынках.

Кстати, в 2008 году контроль за осуществлением госзакупок позволил сэкономить государству более 260 млрд. рублей бюджетных средств, что сопоставимо с расходами бюджета на образование.

Важным итогом прошлого года стало одобрение правительством России так называемого второго антимонопольного пакета законов. В настоящее время пакет законов находится на рассмотрении в Госдуме. Он предусматривает введение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, уточняет процедуру освобождения от ответственности за участие в картеле, вводит дисквалификацию, как меру наказания для нерадивых чиновников.

Приятно отметить, что наша деятельность была отмечена международными экспертами. Так, по результатам опроса журналистов, юристов и предпринимателей, проведенного в прошлом году экспертами в области антимонопольного регулирования, российское антимонопольное ведомство поднялось с 38 на 32 место в рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств мира.

Из крупных дел, которые мы вели в прошлом году, можно назвать дела в отношении нефтяных и металлургических компаний, РЖД, портов и аэропортов, группы лиц Газпрома и других компаний.

- Что, на Ваш взгляд, снизило эффективность работы Вашей службы в прошедшем году?

- Мы старались работать в полную силу, но не всегда у нас получалось то, что мы задумывали. Это связано как с нашей собственной инициативностью, так и с позицией судов, ситуацией, вызванной мировым финансовым и экономическим кризисом.

- Как отразится на работе ФАС России принятие пакета поправок в антимонопольное законодательство, внесенного правительством России на рассмотрение Государственной Думы РФ?

- С принятием изменений в антимонопольное законодательство повысятся пороговые значения активов организаций (их групп лиц) или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации. Предварительное согласование со стороны ФАС потребуется в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 миллиардов рублей (в настоящее время 3 миллиарда рублей) или оборот такого лица превышает 10 миллиардов рублей (в настоящее время 6 миллиардов рублей). Это позволит вывести из-под нашего контроля малый и средний бизнес, а нам сосредоточиться на крупных сделках, которые действительно оказывают влияние на конкуренцию в стране.

Законопроекты также уточняют полномочия ФАС при проведении проверок, регламентируют их проведение.

Введение дисквалификации позволит ФАС активнее пресекать нарушения со стороны чиновников и топ-менеджеров компаний. Мы рассчитываем, что это снизит количество нарушений антимонопольного законодательства, потому что одно дело, когда штрафуют компанию, и совсем другое дело, когда штраф накладывают на тебя лично или когда ты не сможешь занимать свою должность длительный период времени. Это может стать даже более действенной мерой, чем оборотные штрафы.

- Что выиграют простые граждане от этих поправок, когда они будут приняты?

- Мы рассчитываем, что сможем активнее пресекать картельные сговоры, которые наносят огромный вред экономике страны и всем гражданам, взыскивать более активно оборотные штрафы с нарушителей, которые пойдут в федеральный бюджет, а следовательно, потом будут направлены на выполнение социальных обязательств государства.

Повторюсь, что большие надежды мы возлагаем на применение мер административной ответственности в виде дисквалификации. Мы полагаем, что это позволит снизить количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны чиновников и топ-менеджеров. Гражданам и предпринимателям станет немного легче жить.

Мы ожидаем, что сможем более действенно реагировать на монопольное повышения цен на продукты первой необходимости.

- В последние годы торговлю в Мурманске довольно агрессивно захватывают представители торговых сетей. Собственникам мелких торговых точек конкурировать с ними становится все трудней. Что бы Вы посоветовали им в борьбе с представителями торговых гигантов?

- Мы давно пытаемся ограничить необузданные аппетиты торговых сетей, которые вводят совершенно незаконно различные недобросовестные практики в отношении сельхозпроизводителей, заставляя их платить различные бонусы и штрафы. Мы проанализировали договоры торговых сетей и обнаружили 27 дискриминационных практик. Но, к сожалению, сейчас ни одна торговая сеть не занимает доминирующего положения на рынке – это более 35 процентов. Поэтому нормы антимонопольного законодательства к ним не применимы. Вот уже который год обсуждается закон «О торговле», который сначала разрабатывало Министерство экономического развития России, а сейчас он находится в Министерстве промышленности и торговли России. Но пока перспективы принятия этого закона туманны.

Мы уже думаем о том, чтобы с согласия правительства России внести новеллу в закон «О защите конкуренции» и снизить порог доминирования для торговых сетей, чтобы к ним можно было применять меры антимонопольного воздействия.

- Сегодня журналистам, да и представителям контролирующих служб, фактически невозможно узнать, кто является владельцем того или иного магазина, учреждения, предоставляющего услуги. Вроде бы директора все разные, но реальной конкуренции между ними за клиентов, покупателей фактически нет. Такое впечатление, что хозяин один, цены и тарифы фактически везде одинаковые…

- Действительно, это часто встречается. Когда к нам приходят ходатайства на совершение сделок, мы, прежде всего, смотрим, кто конечный выгодоприобретатель. Если в случае совершения сделки может появиться монополия, то мы запрещаем создание такой компании или выдаем строгие поведенческие условия, чтобы можно было контролировать деятельность компании, чтобы она не могла монопольно повышать цены.

В целом наша деятельность направлена на создание благоприятных условий для развития конкуренции, на защиту малого и среднего бизнеса от недобросовестных крупных компаний и чиновников.

- Много говорилось и писалось, что после реформирования энергетики страны в России будет создан рынок электроэнергии. Мне, как квартиросъемщику, как повышали ежегодно объявительным порядком тарифы на электроэнергию, так устанавливают и сегодня. Выбора нет. Что россиянам можно ожидать на этом направлении?

- Тарифы на электроэнергию устанавливаются государством. В случае установления цены регулирующим органом мы не вправе вмешиваться и рассматривать эту цену, как монопольно высокую.

В связи с кризисом правительство России уже приняло решение сократить рост тарифов, в том числе и на электроэнергию, как это было запланировано ранее. Но роста тарифов все равно не удалось избежать.

- Для северян поездка на отдых в среднюю полосу или на юг является острой необходимостью. Выбор у нас минимальный: самолет – для многих дорогое удовольствие, на пассажирский поезд в самый пик сезона - весна-осень – самые большие коэффициенты на увеличение цены проезда. Как ограничить монополию РЖД?

- Наша политика в отношении железнодорожной монополии сводится к тому, чтобы развивать конкуренцию на этом виде транспорта. Ежегодно мы возбуждаем десятки дел в отношении РЖД.

Что касается вопросов, связанных с перевозками граждан, мы полагаем, что РЖД должны предоставлять возможность выбора потребителям: купить более дорогие билеты в более комфортные вагоны или выбрать недорогие плацкартные вагоны.

РЖД могут повышать цены на билеты в вагоны повышенной комфортности, но при этом монополия не должна сокращать количество плацкартных и общих вагонов, стоимость на билеты которых регулируется государством.

- Ваша служба почти весь 2008 год вела борьбу с владельцами АЗС, уличая их в ценовом сговоре на топливо. Расскажите о результатах.

- В прошлом году мы действительно возбудили около 150 дел в отношении нефтяных компаний по всей России.

Мы возбудили дела за монопольное повышение цен на нефтепродукты в отношении 4 крупнейших нефтяных компаний. Штраф для Лукойла составил 1,44 миллиарда рублей, для ТНК-BP - 1,1 миллиарда рублей, для Роснефти – 1,5 миллиарда рублей, для Газпромнефти – 1,3 миллиарда рублей.

Кроме того, мы выдали им предписания, например, на постоянной основе реализовывать на внутреннем рынке нефтепродукты на товарной бирже или электронной торговой площадке. Это позволило бы обеспечить увеличение количества участников, обеспечить процедуры равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо. ФАС требует ведения организациями, входящих в структуру данных ВИНКов, раздельного учета затрат и доходов. Эта мера необходима для обеспечения прозрачности ценообразования. Другое наше требование связано с обеспечением возможности заключения прямых контрактов на период 2009 года и последующие годы на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями. В настоящее время наши решения и предписания оспариваются в суде.

В этом году мы вновь возбудили дела в отношении этих компаний и рассматриваем их действия как рецидив. Правительство приняло ряд мер по стабилизации нефтяной отрасли: отменен НДПИ для новых месторождений, более чем в три раза снижены экспортные пошлины, обнулены пошлины на импорт оборудования. Следует учитывать также эффект девальвации. Несмотря на это, нефтяные компании просто бросили вызов правительству России, подняв оптовые цены на 30-60 процентов. Мы приняли этот вызов. Штрафные санкции для нефтяных компаний будут выше, чем в первый раз, поскольку это уже повторное нарушение.

- До сегодняшнего времени Интернет является относительно свободной зоной деятельности человечества, какие процессы во Всемирной паутине привлекли Ваше внимание, что требует законодательного регулирования?

- Недавно мы провели обзор рынка услуг доступа к сети Интернет. Основное внимание мы сосредоточили на состоянии конкурентной среды на данном рынке в населенных пунктах с численностью жителей менее миллиона человек. Проведенное исследование показало наличие значительных проблем. Несмотря на существенный рост количества пользователей услугой доступа к сети Интернет, а также числа интернет-провайдеров сам рынок, за исключением крупнейших городов, продолжает оставаться высококонцентрированным, т.е. практически монопольным. Существует значительная разница в ценах на данные услуги в крупных городах и остальных населенных пунктах, что только усугубляет «цифровое неравенство» регионов.

Проблемы вызваны высокими ценами, устанавливаемыми операторами местной телефонной связи, являющимися собственниками линий связи, на услуги по совместному использованию абонентских линий, а также огромной разницей в цене на рынке поставки межоператорского трафика. Разница в цене на оптовом рынке трафика в областных и районных центрах отличается до 10 раз.

Мы возбудили дело в отношении ОАО «СибирьТелеком» и ОАО «Северо-Западный Телеком» по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высоких цен за использование абонентской линии (с целью организации доступа к сети Интернет). Мы также проведем проверку иных субъектов, предоставляющих основной доступ к абонентским линиям, и примем меры, направленные на недопущение ограничения конкуренции.

Кроме того, нас интересует ситуация на оптовом рынке поставки трафика в части установления монопольно высоких цен и создания неравных условий деятельности.

Наша справка

Игорь Юрьевич Артемьев родился 27 ноября 1961 года в городе Ленинграде. Отец – рабочий, мать – инженер. Учился в ленинградских школах №240 и №254, играл в юношеской сборной Ленинграда по регби.

В 1978 году Артемьев поступил на биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета. В 1983 году поступил в аспирантуру при кафедре анатомии и физиологии биологического факультета Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена. В 1987 году защитил кандидатскую диссертацию.

В 1986-1990 годах Артемьев работал ассистентом кафедры анатомии и физиологии Ленинградского государственного педагогического института. В 1990 году советом биологического факультета института был избран доцентом кафедры.

В 1994 году Артемьев был избран в законодательное собрание Санкт-Петербурга от объединения «Любимый город». В 1994-1996 годах возглавлял координационную группу по бюджету и финансам и комиссии по городскому хозяйству.

В июне 1996 года Артемьев был назначен на должность первого вице-губернатора, председателя комитета финансов администрации города.

В 1998 году получил второе высшее образование на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.

19 декабря 1999 года Артемьев был избран депутатом Государственной Думы РФ.

10 марта 2004 года Игорь Артемьев был назначен руководителем Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ.

Артемьев является автором 43 научных статей и изобретений, а также 6 монографий по вопросам бюджета и экономики.

Он женат, у него есть дочь. Активно занимается спортом – футболом и регби. Увлекается туризмом.

Лента новостей