16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
15:38 Пятница 29 марта 2024

Ступала нога человека: развитие туризма несёт риски для природы

10:26 – 25 июля 2019

Пример Норвегии и Мурманской области в вопросах развития туризма и сохранения природы

Свобода перемещения - одно из главных прав человека. В ряде случаев право это может выходить далеко за пределы родной страны. Сфера путешествий сегодня - это способ расширить кругозор для одних и заработать - для других. Есть целые регионы, экономика которых в значительной степени опирается на туристов. Но обратная сторона есть у всего. Кроме денег туристы часто оставляют после себя горы мусора, вытоптанные леса и просто плохое впечатление у местных жителей. Баланс интересов найти получается не всегда.

Лофотенские острова - небольшой архипелаг в Норвежском море. В течение года Лофотены посещают около 600 тысяч туристов при том, что площадь архипелага составляет всего 1200 квадратных километров, а живёт здесь не многим более 22 тысяч человек. По неофициальным данным, реальное число туристов превышает 1,3 млн человек ежегодно. Можно представить во что превращается жизнь на островах в высокий сезон - летом в Свольвере, крупнейшем городе Лофотен, яблоку негде упасть.

Ежегодный оборот гостиничного бизнеса Лофотенских островов составляет около 620 млн крон. В целом годовой оборот сферы путешествий на архипелаге оценивается в 3-5 млрд норвежских крон. До 20% налоговых поступлений в бюджет коммуны Воган приходится именно на туризм.

Турист здесь на правах кормильца не меньше, чем рыба. Вылов и переработка рыбы на островах исторически были и остаются основным источником дохода. Когда-то сюда, на Лофотены, в период нереста трески съезжались рыбаки со всей Норвегии. Значительная часть рыбы уходит на экспорт. Но не в мороженном и, конечно, не в свежем виде.

Стокфиск - пресно-сушёная треска. Её обезглавливают, потрошат и отправляют на сушильные рамы на открытом воздухе. За полтора-два месяца рыба усыхает почти в три раза. Такой продукт может храниться очень долго. Сушёную треску снимают с рам в середине июня и готовят к отправке. После продолжительного вымачивания в воде, рыба вновь приобретает свою привычную форму и её можно готовить любым удобным способом. В Норвегии стокфиск подают в ресторанах в приготовленном виде, в сушёном виде в качестве снэков рыбу можно найти в магазине. Можно купить и целую рыбину, забрать её домой и самостоятельно вымочить в подсоленной воде.

Сушильные рамы с треской являются местными точками привлечения туристов. Маленькие и большие, высотой с двухэтажный дом и едва превышающие человеческий рост, штучные или целые «плантации». Зрелище вызывающее восторг и недоумение одновременно. А уж если какому путешественнику доведётся приехать на Лофотенские острова ранней весной, то запомнит он это надолго, уж такие берущие за душу ароматы стоят.

Налюбовавшись на рыбу сушёную, турист жаждет отправиться в море за свежей. Благо предложений о рыбалке здесь в достатке. Каждый путешественник может увезти с Лофотен до 20 кг чистого филе рыбы. И здесь всплывает первая проблема, которая особенно беспокоит местных рыбопромышленников. Им-то, ведущим промысел на основании выделенной квоты, отчитываться приходится за абсолютный вес целой рыбы. Приезжие же срезают только филе, а значит в общем весе рыбы они ловят значительно больше. Из этого, рассказывают рыбаки в деревеньке О, вытекает и вторая проблема. На некоторых участках становится всё меньше рыбы. Из-за возможности брать только филе, количество рыбы в штуках увеличивается почти вдвое на каждого туриста.

С одной стороны, рыбалка неплохо двигает местный бизнес. Только аренда лодки может обойтись в 15-25 тысяч рублей в день, за капитана придётся накинуть ещё столько же. Все снасти и снаряжение вам готовы продать прямо на месте. Проживание, разумеется, не из дешёвых. Недельная аренда одного не самого большого рыбацкого домика может обойтись более чем в 100 тысяч рублей. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов экологический аспект.

Подавляющее большинство путешественников приезжают на архипелаг, конечно, ради местных красот. Рыбацкие деревеньки одна краше другой. Домики красного цвета - рорбу - раньше в них жили рыбаки, которые приезжали на Лофотены за треской. Сейчас многие из них отреставрированы под современные нужды и сдаются в аренду туристам. В деревеньках этих, как правило, живёт совсем немного людей. Взять, например, Нусфьорд, где ещё полвека назад процветала рыбная промышленность. Сегодня же деревня превратилась в подобие музея под открытым небом. Добычей и переработкой рыбы здесь больше не занимаются, а основной доход приносят туристы, которые едут сюда за открыточными видами.

Тут живёт всего 22 человека. Между тем, в год сюда приезжает, только вдумайтесь, около 40 тысяч туристов! В прошлом году в деревню приезжали до 50 туристических автобусов в день. При этом парковки, способной принять такое количество транспорта, в деревне нет. Местные хотели было построить парковку, но им не разрешили из-за обитания здесь чаек-моевок, которые находятся под охраной. Жизнь экспоната в музее не всем приходится по душе, и люди уезжают из деревни. Для ограничения числа туристов в Нусфьорде решили принимать не более двух автобусов в день.

Но какая поездка на Лофотены может обойтись без прогулок по горам. Куда не поверни, на какую вершину не поднимись - здесь всюду «самый лучший вид». И вся эта красота вынуждена терпеть миллион пар ног, проходящих по ней ежегодно. Вытаптывание ландшафта серьёзная проблема и как с ней бороться, пока не знает никто. Ограничить желание людей наслаждаться природной по закону нельзя никак. Да и у самих норвежцев прогулки в горы это что-то сродни обязательному утреннему туалету. Не удивительно, что до 40% всех туристов, приезжающих на Лофотенские острова, это как раз сами норвежцы. При этом взгляды на антропогенную нагрузку здесь разные. Кто-то считает, что пик туризма ещё не достигнут, и если смотреть в среднегодовом выражении, то Лофотены способны принять гораздо больше людей, звучат цифры до четырёх миллионов. Кто-то уверен, что проблема влияния туристов на природу состоит в том, что инфраструктура просто не успевает за ростом туристического потока.

Одной из точек кипения, например, стали туалеты в популярных местах. Очевидно, что если каждый из миллиона путешественников сходит в кустики по своим делам, то горная вершина резко потеряет в своей привлекательности. Но и на каждую вершину туалетную кабинку тоже не поставишь. Не оборудовать и каждую туристическую тропу деревянным настилом. Не поставишь за каждым туристом наблюдателя, который будет давать по рукам за попытку намусорить в горах. В качестве ответной меры появился особый туристический продукт - за определённую плату вы можете сходить на экскурсию в горы и пособирать там мусор, оставленный безответственными туристами.

Подробнее о путешествии по Лофотенским островам смотрите в нашем фоторепортаже.

А как у нас?

По сравнению с Лофотенскими островами Мурманская область просто огромная - почти 145 тысяч квадратных километров. За 2016 год регион посетили 330 тысяч туристов, в 2017 - 413 тысяч человек. По оценкам, в 2018 году Заполярье посетили около 430 тысяч человек, рассказали «Би-порту» в областной администрации. Доля туризма в валовом региональном продукте в 2017 году составила 1,7%, при этом совокупный доход туристических фирм и отелей Мурманской области составил за тот же период 2,79 млрд рублей (около 280 млн норвежских крон).

Отдельно за влиянием туризма на экологию региона никто не следит, да и сложно разделить вред, нанесённый путешественником или, например, браконьером. Между тем, понимание того, что такой вред может быть нанесён, конечно, есть. Так, всего несколько проездов внедорожной техники способны уничтожить растение из Красной книги Мурманской области – песчанку приземистую, растёт она на полуостровах Рыбачий и Средний возле дороги. А туристы часто любят покататься по нетронутой тундре. Беспокойство, причиняемое туристами, приводит к тому, что родные места покидают редкие птицы. Так, в заказнике «Кутса» два гнезда скопы были брошены из-за того, что окрестности просто стали посещаться людьми.

Разные территории рассчитаны на разную человеческую нагрузку, которая зависит от наличия туристической инфраструктуры. Например, рекреационная емкость Хибин при отсутствии специальной инфраструктуры составляет около 20-30 тысяч человек в год. Деградация природной среды там идёт сравнительно медленно. Очень высока рекреационная емкость полуостровов Рыбачий и Средний. Но основной вред для этой территории связан с безответственным поведением отдельных туристов: разбрасыванием мусора, ездой по тундре на автотранспорте. А вот рекреационная емкость заказника «Сейдъявврь» в летне-осенний период весьма низкая – всего 2-4 тысячи человек. За лето здесь бывает заметно больше людей. В западной части заказника на некоторых участках травяно-кустарничковый и мохово-лишайниковый покров просто уничтожен туристами. Сложная ситуация в заказнике «Варзугский». Рекреационная емкость заказника довольно высока. Однако в последние годы катастрофически уменьшилось семужье стадо в Варзуге. Виной тому в основном браконьеры.

Исходя из существующей емкости коллективных средств размещения и среднего времени пребывания одного туриста в регионе, Мурманская область способна принять 1,19 млн туристов в год. Природную рекреационную ёмкость подсчитать невозможно. Между тем в правительстве отмечают, что природный лимит туризма в Мурманской области явно превышен – все привлекательные и доступные территории испытывают те или иные негативные последствия туризма. Для увеличения природного туризма требуются немалые средства, которых, как водится, в достаточном количестве у бюджета нет.

Лента новостей