16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
15:37 Пятница 29 марта 2024

«Мы продолжаем работать, несмотря на трудности...»

4:00 – 18 июля 2014

В канун знаменательной даты генеральный директор ОАО «АМНГР» рассказал о настоящем и планах предприятия на будущее

Открытому акционерному обществу «Арктикморнефтегазразведка» сегодня исполняется 35 лет.

Его генеральный директор Вячеслав Исмагилович Урманчеев - доктор технических наук, автор многочисленных научных работ, опубликованных в российских и зарубежных изданиях. Он удостоен звания «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации», «Почетный нефтяник», «Почётный разведчик недр РФ», а с февраля текущего года – действительный член Академии горных наук РФ.

После окончания в 1973 году Уфимского нефтяного института, работал на Сахалине, пройдя путь от рабочей должности бурильщика до главного инженера морской нефтегазоразведочной экспедиции глубокого бурения.

В 1981 году, был приглашен в Мурманск, в созданный в 1979 году трест «Арктикморнефтегазразведка», где работал главным технологом – начальником отдела, начальником бурового судна «Валентин Шашин», был первым заместителем генерального директора.

С марта 2009 года до января 2011 и с июля 2013 по настоящее время Вячеслав Урманчеев - генеральный директор ОАО «Арктикморнефтегазразведка».

В канун знаменательной даты он рассказал о нынешнем дне предприятия и планах на будущее:

- Вячеслав Исмагилович, понимаю, что это совсем не праздничная тема, но, к сожалению, АМНГР в последнее время, прежде всего, связывают с трагедией «Кольской»...

- Это страшная трагедия многих семей и наша общая боль. Очень горько осознавать, что столько человеческих жизней унес чистейшей воды непрофессионализм прежних руководителей производства. Катастрофа произошла до моего назначения, но я как руководитель делаю все возможное, чтобы увековечить память всех членов экипажа, погибших в Охотском море. В настоящее время идет строительство мемориального комплекса памяти моряков и нефтяников ОАО «АМНГР». Закуплены все необходимые материалы, оплачены работы, выполняемые строительной организацией.

- Лозунг еще советских времен «Кадры решают все» не утрачивает актуальности?

- Видите ли, впервые став генеральным директором ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» в период с 2009 по 2011 годы, я застал ситуацию, когда работники предприятия пять месяцев не получали зарплату. Пришлось срочно искать выход. В то время предприятие находилось в ведении Федерального агентства по недропользованию, входящего в состав Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. И когда меня утвердили в должности, я провел сложные процедуры согласования в вышестоящих инстанциях и весь 2009 год мы финансировались за счет ОАО «Зарубежнефть». Прежде всего, разобрались с контрактами судов флота, СПБУ «Мурманская» начала бурение во Вьетнаме. Постепенно предприятие выбралось из долговой ямы, и в последний квартал 2010 года денег у «Зарубежнефти» мы уже не просили.

Начали работать над возвратом бурового судна «Валентин Шашин», в то время находившегося в бербоут-чартере норвежской компании, которая в свою очередь заключила контракт с голландцами на бурение скважин нашим судном. Форсирование событий привело к тому, что «Арктикморнефтегазразведка» вновь оказалась в долгах. Само судно удалось вернуть, но буровое оборудование осталось в собственности норвежцев. Возникли юридические сложности.

- То, есть, вам не впервой вытаскивать предприятие из пропасти?

- Мы продолжаем работать, несмотря на все трудности. Всё дело в том, что флот нашего предприятия морально и технически устарел. Суда в эксплуатации уже более 30-ти лет, их необходимо модернизировать. Но на это нужны средства, и немалые. Суда транспортно-буксирного типа охотно приобретают норвежцы, которых интересуют лишь замечательно сделанные корпуса. Они снимают с судов типа «Нефтегаз» устаревшее оборудование, обновляют надстройки, механизмы и после реконструкции суда ещё долго могут работать в море. Мы же из-за отсутствия необходимых оборотных средств на модернизацию судов оказались вне специфического рынка по обслуживанию буровых установок и буксировке - там свои стабильные игроки, вклиниться в их бизнес проблематично. В результате наш устаревший флот остался не у дел, а средств на своё содержание требует немало. 11 единиц мы уже продали, 8 пока остаются в нашей собственности, но это временно. Например, четыре из них уже намерена купить фирма из Аргентины. Так что, продав суда, затраты на содержание флота сведём к нулю.

- А сами с чем остаетесь?

- С буровыми установками: СПБУ «Мурманская», которая выполняет по контракту работы по бурению во Вьетнаме, и буровым судном «Валентин Шашин», которое пока находится в ремонте, но в ближайшее время также будет зарабатывать, приносить прибыль - станет легче.

От вспомогательного производства мы тоже отказываемся. Мы продаем объекты недвижимости, сдаем в аренду склады, реализуем различное ликвидное оборудование, решаем вопрос о смене собственников земельных участков. Стараемся зарабатывать, а не просто тратить деньги на содержание балласта. Была, к примеру, у «Арктикморнефтегазразведки» своя автоколонна. На содержание техники и обслуживающего персонала она «съедала» 75 миллионов рублей в год, не приносила никакого дохода предприятию. Данная структура оставалась за нами еще с советских времен. Практика показывает, что сегодня намного проще, дешевле и выгоднее нанимать сторонний транспорт по мере необходимости, чем содержать собственный автопарк без загрузки и с колоссальными затратами. Расставшись с автоколонной, мы сократили расходы.

- Когда-то в АМНГР работало несколько тысяч человек, каков ее коллектив сегодня?

- Конечно, коллектив стал гораздо меньше. Действительно, когда-то на предприятии работало более шести тысяч специалистов. Но это было в период расцвета. Напомню, что трест «Арктикморнефтегазразведка» был создан в 1979-м году для поиска, разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений на шельфе арктических морей России. И нам удалось открыть здесь новую крупную сырьевую базу для нефтяной и газовой промышленности страны - 15 месторождений нефти и газа. По классификации 9 из открытых месторождений относятся к крупным, 3 – вообще к уникальным. За эти годы пробурено более 60 скважин, большинство из которых дали промышленные притоки газа и нефти.

В последние годы нами открыты три новых месторождения на шельфе Южно-Китайского моря.

- А какова нынешняя судьба Колгуева?

- Самое северное в мире нефте-газоконденсатное Песчаноозерское месторождение на острове Колгуев в настоящий момент действует. Без малого 30 лет назад, в далеком 1987 году отсюда отгрузили добытую нашим коллективом первую нефть Арктики. Месторождение очень сложное, традиционные методы добычи здесь не подходят. Нефтесодержащие линзы не сообщаются между собой. Применять методы поддержания пластового давления невозможно.

К сожалению, сегодня средний дебит скважин - тонна в сутки. Это - мизер. Затраты на содержание месторождения не окупаются. Да, развиваться там можно. Но только при определенных условиях: необходимы инвестиционные вложения с долгосрочной, а не с сиюминутной отдачей... Сейчас смотрим, как изменить отрицательные трэнды – повысить эффективность разработки месторождения. Надеюсь все получится!

- Сегодня «Арктикморнефтегазразведке» удается «сохранить лицо», каких усилий это требует?

- Как говорится «слухи о нашей смерти слишком преувеличены». Мы не собираемся сдаваться. Прежде всего, на предприятие вернулись проверенные, надёжные и опытные специалисты, люди, которых прежнее руководство сократило одним махом, и на их ключевые должности назначало людей менее компетентных. В данной ситуации нам просто не обойтись без людей опытных и высококвалифицированных, профессионалов, досконально знающих свое дело. Мыслить надо на перспективу. И молодых инженеров надо учить работать на опыте предыдущих поколений.

- А молодежь, которая готова учиться, готова прийти на смену этим опытным кадрам, сегодня есть?

- Есть такие ребята, правда, пока немного. Последние 10 лет молодежь стороной обходила наше предприятие. После назначения я связался с руководством профильных ВУЗов, поскольку тесный контакт с наукой поддерживаю постоянно. Но, увы, не все так просто. Сегодня студентов уже со второго-третьего курса присматривают и «обхаживают» иностранные компании, оплачивают их учебу, дополнительно стимулируют хорошими стипендиями. Объем отечественного рынка нефтесервиса по оценкам специалистов составляет около $25 миллиардов долларов, причём российские компании находятся в условиях жесткой конкуренции с западными сервисными компаниями. Главы филиалов там - иностранцы, а наши ребята, которых эти компании присматривают со студенческой скамьи, выполняют всю практическую работу.

Правда, практику молодежь получает в этих компаниях солидную. Причем, на месте не засиживаются: поработал на том же Сахалине два-три года, его - в Африку, потом в Латинскую Америку. И молодой специалист приобретает бесценный опыт и знания для работы в любом месте.

- На нехватку профессиональных кадров всех уровней жалуются руководители практически всех предприятий и организаций. Их просто катастрофически не хватает на производстве и не только... Что ожидает нас впереди?

- В последние годы - это уже стало некоей тенденцией: наивно представляется, что любой менеджер может командовать чем угодно - хоть деревообрабатывающей фабрикой, хоть литейным производством. Отсюда и неграмотные управленческие решения, о которых мы уже говорили. В советские времена была точно выстроена кадровая политика, непрофессионал не мог попасть на ответственные руководящие должности, требующие принятия важных решений, особенно на производствах, связанных с повышенной опасностью. Сегодня все эти люди старой закваски уходят по возрасту. Остались, что называется последние из могикан, те, кому уже за 60...

Молодые инженеры приходят на производство с уверенной позицией: «я знаю и могу абсолютно все», а основных управленческих навыков и профессионализма у них, как правило, нет. Это приходит только с опытом. И острый дефицит подготовленных профессиональных кадров наблюдается во всех отраслях производства и на всех уровнях.

В том же бурении сегодня молодых специалистов не так много. А здесь нужен, прежде всего, колоссальный опыт и глубокие знания. Люди нашего поколения с первого курса и до последнего курса проходили практику непосредственно на производстве, и после пятого курса шли в бурение на рабочие должности, чтобы лучше понять сложнейший процесс производства. И только потом, через 2-3 года напряженного труда, когда молодой человек изнутри познавал все сложности и риски нефтяного дела и проявлял свои организаторские способности, лишь тогда управленцы и кадровики начинали его продвижение вверх. А сегодня что мы наблюдаем: после института приходит руководить производством человек, не имеющий опыта. И так во всем. Правда, понимание проблемы уже есть, но пока только понимание. Скорых перемен ждать не приходится.

- Вячеслав Исмагилович, сегодня много разговоров вокруг Арктического шельфа. Намерена ли АМНГР с ее богатой историей и опытом разведки углеводородных запасов участвовать в его освоении?

- Вот именно: «много разговоров». На мой взгляд, сегодня много излишней суеты вокруг Арктики, а вот именно конкретного дела мало. Когда речь заходит о распределении лицензий на недропользование, звучат миллиардные суммы. К тому же многие открытые нами в процессе поискового бурения в Арктике месторождения еще не разведаны. Затраты на добычу углеводородов в море намного выше, чем на суше, где еще есть что добывать, а в Арктике нами открыты в основном газовые месторождения. Уверен, что в ближайшие 20-30 лет особой необходимости в добыче шельфовых запасов газа нет. Это же простая экономика...

Понятно, что Мурманская область нуждается в газификации, но газовых месторождений в непосредственной близости от транспортных потоков просто нет. Морская разработка месторождений и транспортировка нефтепродуктов в суровых условиях Арктики сами по себе чрезвычайно экологически опасны и дорогостоящи. Надо все тщательно просчитать. Если же такие подвижки в данном вопросе появятся в ближайшее время, мы намерены участвовать в разведке месторождений как подрядчики.

В перспективных планах компании - приобретение самоподъемной платформы, полупогружной буровой установки, которые дадут нам возможность работать либо здесь в Арктике, либо в любой другой точке Мирового океана. Мы намерены развиваться на нефтяном рынке как буровой подрядчик.

- А пока готовитесь к празднику...

- Конечно. Праздник есть праздник. Будет торжественное собрание в областном Драмтеатре, с концертной программой выступят наши подшефные - ансамбль песни и пляски Краснознаменного Северного флота. Будут грамоты и подарки, надеюсь и настроение у людей – тоже будет.

- Значит, с праздником!

Обозреватель газеты
«Мурманский вестник»
Юлия Николаевна Валамина

Лента новостей