Самые читаемые
«Севрыбхолодфлот» – третья книга цикла «Севрыба». На очереди новые тома о флотах Мурмана
5 декабря в литературной гостиной Мурманской областной научной библиотеки состоится необычная презентация. Необычная в том, что заполярный читатель сможет принять участие в премьере сразу трех книг
5 декабря в литературной гостиной Мурманской областной научной библиотеки состоится необычная презентация. Необычная в том, что заполярный читатель сможет принять участие в премьере сразу трех книг. «Все они повествуют о ведущих флотах Мурмана ХХ века: «Тралфлот», «Мурмансельдь-Мурманрыбпром» и «Севрыбхолодфлот» – сказал в беседе с нашим корреспондентом автор-составитель В. С. Георги.
– Сама презентация приурочена к выходу в свет третьей книги – о капитанах приемотранспортного и рефрижераторного флота «Севрыбхолодфлот». В подготовке, составлении и написании этой книги у меня было много помощников. Рецензентами издания стали главный капитан Севрыбхолодфлота в 1980-е годы Ю. И. Виденеев и руководитель флота, а с 1989 года гендиректор АРП «Севрыба», председатель Госкомитета РФ по рыболовству в 1991-1996 годы В. Ф. Корельский.
Что стало причиной создания на Северном рыбопромысловом бассейне Севрыбхолодфлота и как, почему погиб флот – об этом и рассказывает новая книга. В ней приведены биографические данные руководителей и управленцев СРХФ, капитанов плавбаз и транспортных рефрижераторов, танкеров и учебных, спасательных судов. Публикуются очерки о людях флота, воспоминания ветеранов. Делается попытка проанализировать причины упадка и гибели флота в постперестроечные годы.
– То есть Вы, Виктор Сергеевич, в первую очередь опирались на воспоминания ветеранов флота?
– Во многом – да. Но память человека избирательна. Мы видим, слышим и помним лишь то, что хотим видеть, слышать и помнить. Я хочу сказать, что воспоминания конкретного человека должны быть подкреплены документальной, закрепленной в письменных источниках фактической базой. Поэтому в первую очередь я опирался на архив «Рыбного Мурмана», на публикации из подшивок нашей бассейновой газеты второй половины ХХ века. Это и позволило создать документальное повествование, рассказать о капитанах Севрыбхолодфлота словами их современников.
– То есть в Вашей книге речь идет только о капитанах?
– В первую очередь. Но под капитанами мы подразумеваем командиров не только судов, но и управленцев, руководителей флота. Думаю, что многие мурманчане помнят капитанов С. С. Лазарева, В. С. Кузьмина, А. И. Чурилова, именами которых были названы пришедшие на флот корабли. Помнят и руководителей Северного бассейна Г. М. Бородулина, М. И. Каргина, В. П. Журавлева, которые в разные годы руководили Севрыбхолодфлотом. А Владимир Федорович Корельский, как я уже сказал, стал рецензентом книги, привлек к ее созданию многих бывших управленцев и капитанов.
– Наверное, особую интригу представляет судьба последнего флотоводца – А. Ф. Леванова? Как получилось, что Альберт Филиппович отдал флот в чужие руки?
– На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Здесь мне на помощь пришел мурманский писатель Б. Н. Блинов и его очерк «Реквием по флоту», отрывки из которого органично вошли в книгу. Помог и интернет-ресурс b-port.com. Именно ваши журналисты, единственные из сотрудников всех СМИ Мурманской области, взяли интервью у вышедшего из заключения Леванова. В нем последний руководитель СРХФ рассказал, что «в тюрьме я начал писать продолжение своей книги, период жизни после 1999 года. В ней я напишу все, что думаю по этому поводу, правда, пока новая рукопись не закончена. Я дошел до периода передела собственности и своего заключения. Но не могу найти слова, которыми можно было бы написать об этом правду, эту страшную правду. Но слов не нахожу, а писать неправду не могу. Дождитесь окончания моей книги, и вы узнаете, что я думаю и как оцениваю этот трудный период своей жизни».
Тогда, в конце 2005 года, Леванов был полон надежд и чувствовал себя по-настоящему счастливым человеком. Но вторая книга Альберта Филипповича осталась недописанной. Как остались без ответов и вопросы, которые возникают у знающих борцовский характер Леванова людей. Почему его смерть произошла как раз перед тем, как должно было закончиться условно-досрочное освобождение, что позволило бы Леванову вновь вернуться к делам флота? Почему без вскрытия его тело второпях похоронили на деревенском кладбище? И главный вопрос: кому была нужна смерть флотоводца? Остается только надеяться, что ответы на эти вопросы мы все же получим. Ведь рукописи не горят и не пропадают бесследно. Даже неоконченные. Хотя флот уже не вернешь.
– Но ведь гибель флота нельзя связывать с деятельностью одного человека, пусть даже руководителя...
– Конечно. К этому привели объективные причины, процессы в политической и экономической жизни страны в противоречивые 1990-е годы. Хотя и нынешние времена не отличаются особой порядочностью власть предержащих. Позволю себе привести еще одну цитату, на этот раз из самой книги «Севрыбхолодфлот»:
«Злоупотребления властью чиновников различного ранга сосчитать невозможно. Коррупция в нашей стране стала новой огромной отраслью индустрии. Но победить коррупцию можно, просто нужна перестройка государственного механизма, ликвидация клановой системы, обеспечение открытости власти, контроль за ней. А также жесткие посадки, кардинальное кадровое обновление госаппарата. К сожалению, всё это пока лишь мечтания...»
Эти строки взяты из послесловия одного из рецензентов книги Владимира Федоровича Корельского.
– Это третья книга цикла «Севрыба», рассказывающая о тружениках рыбной отрасли Севера. Будет продолжение?
Уже нашли своего читателя вышедшие ранее книги «Тралфлот» и «Мурмансельдь-Мурманрыбпром». О них тоже пойдет речь на презентации в областной библиотеке. Готовятся к изданию новые тома этой серии: «Мурманский траловый флот» (в трех книгах), «Севрыбпромразведка», «Архангельский тралфлот» и другие книги. А в целом серия «Капитаны рыбного хозяйства СССР» повествует о предприятиях бывших ВРПО – «Севрыба», «Дальрыба», «Запрыба» и «Азчеррыба». Авторы книг этой серии ставят своей целью назвать поименно тех, кто своим трудом в море и на берегу укреплял могущество нашей Родины.
– Не могу не задать еще один вопрос: что заставило Вас, Виктор Сергеевич, взяться за столь многотрудное дело, стать куратором создания книг о флотах и людях Северного бассейна?
– Трудный вопрос. Действительно, зачем рыться в газетных подшивках и старых книгах, чтобы узнать, какими людьми были наши предшественники? Чтобы по скудным биографическим данным можно было понять и домыслить их поступки, осознать величие и героизм их жизни? Речь в данном случае о капитанах, о командире, который взял на себя смелость вывести в море вверенный ему корабль и экипаж, чтобы вступить в единоборство со стихией. И выйти из этой схватки победителем, приведя судно в родной порт под флагами расцвечивания...
Так стоит ли об этих людях вспоминать и писать книги? Один уважаемый мною мурманский рыбопромышленник в нашу последнюю встречу признался:
– Это, конечно, хорошо, что ты пишешь все эти книги. Но подумай сам. Вот я лет пять читал лекции в нашей мореходке. По собственной воле и желанию рассказывал молодым людям о том, как мы в советские времена рыбачили и трудились в море. И знаешь, что я понял, общаясь с курсантами? То, что им глубоко безразличны и мои рассказы, и та эпоха, в которой мы были молодыми. У них просто другие интересы. Времена изменились — сегодня никому не интересны те проблемы, на решение которых мы потратили свои жизни. Это грустно. Но это надо понять и попытаться принять...
– И он, наверное, прав. Или у Вас другое мнение?
– Да, времена изменились. А ведь прошло-то всего три-четыре поколения с тех пор, когда молодые капитаны Поморья привели свои траулеры в Кольский залив, чтобы, базируясь в незамерзающем на зиму порту, круглогодично вести промысел в Баренцевом море. В 1930-е годы к ним, уже опытным поморским капитанам, пришли штурманцы, выпускники херсонской и одесской, астраханской и ростовской мореходок... С дипломами и амбициями, они потеснили старую гвардию, возглавили экипажи траулеров, сделали их стахановскими.
Потом была война. И послевоенные годы восстановления разрушенного. Города и флота. И вот десятки СРТ — из Мурманска и Калининграда — вышли в Северо-Западную Атлантику на дрифтерный лов. Через несколько лет к ним присоединились первые БМРТ, в Мировой океан отправились промысловые экспедиции из сотен судов различного типа. Вскоре районы промысла расширились до африканских и южно-американских берегов Атлантики, а затем советский флот пришел в Тихий океан и Антарктическую зону. БАТы и ПСТ, плавбазы и ТРы — новейшие по тем временам траулеры и транспорты. А дальше...
– А дальше была так называемая перестройка и смена ориентиров, переход страны на рыночную экономику.
– Да, смена ориентиров... Мой отец был тралфлотовским капитаном и, выйдя на пенсию, уехал с мамой на юг, чтобы спокойно прожить оставшиеся годы на малой родине. Имевшиеся на сберкнижке деньги позволяли на это надеяться. Но вот в одночасье все капитанские сбережения съела инфляция, папа умер (не выдержало сердце), а мама на старости лет пошла работать вахтером...
«Хорошо зарабатывая, больших богатств отец не скопил, — рассказывает о своем отце Петр Адольфович Болычев. — Тем острее он переживал вакханалию начала 1990-х: махинации с топливом, браконьерский лов, береговое воровство взахлеб. В последний год жизни отец часто спрашивал маму: «Я что, неправильно жил? Что я оставлю детям и внукам?»
«Каждый год члены экипажа УТС «Борис Сафонов» вместе с курсантами изготавливали венки и в день гибели Героя, чьим именем назван корабль, выходили в море на место, где рухнул самолет, чтобы почтить память летчика-истребителя. Но пришло время В. А. Гаврилову выходить на пенсию. Трудно было капитану расставаться с судном и делом всей жизни... — пишет журналистка «Комсомольской правды» Мария Пашенкова. — Только в феврале 1995 года Владимир Александрович смог вернуться в Мурманск и с нетерпением поспешил в порт, чтобы узнать, как и чем живет теперь его друг, его корабль. Вернулся молчаливым и потрясенным: судно «Борис Сафонов» продали в Индию, а вместе с ним исчезли и все экспонаты Каюты боевой славы. Капитан, который перегонял его в другую страну, сообщил, что транспортный рефрижератор перевозил подменные экипажи и из-за нехватки помещений Каюту боевой славы пришлось использовать как кладовку. Куда делись экспонаты, сказать не смог...»
И такие истории сегодня может припомнить каждый старый моряк. Да что там судовая Каюта боевой славы — выставку-музей развития рыбной промышленности Мурманской области власти города и руководители «Севрыбы» оставили на разграбление, пока ее, бесхозную, не приютила в своих стенах высшая мореходка. Впрочем, где теперь наши ММУ и МВИМУ? Их объединили, а год назад «вышку» присоединили к пединституту! Да-да, к Мурманскому государственному педагогическому институту, который сегодня называется Арктическим госуниверситетом. В гробах перевернулись бы руководители флотов и Мурманска, все те, кто помнит, как у курсантов устраивались вечера танцев, но строго «по ранжиру»: если средняя мореходка — то с педучилищем, если высшая — то со студентками пединститута...
Так стоит ли об этом вспоминать? Да, времена изменились. Наша эпоха сменилась другой, в которой так много удобств и соблазнов: компьютеры и мобильники, бутики и гипермаркеты, гаджеты и смартфоны... Общайся, модно одевайся, вкусно ешь — не хочу! Если, конечно, есть время и силы после хождения по поликлиникам и кабинетам социальной помощи. Если, конечно, вы еще в силах ходить...
– Когда я вспоминаю о Мурманске, то становится грустно, — пишет Алексей Алексеевич Пономарев, капитан севрыбовских и запрыбовских судов. — Бездарно развален флот, в порту пустота и забвение. Потерян не только огромный экономический потенциал страны — деформирована мораль нынешнего общества. Кто в этом виноват? Сейчас много читаю, в основном современных философов, космологов, ученых-теоретиков. Стараюсь уйти от действительности — помогает! Если говорить о себе, то, вернись юность — безоговорочно повторил бы свою судьбу.
Так что же помогает сегодня жить и выживать нашим капитанам, только ли чтение философов и космологов? Нет, конечно. Капитанов бывших не бывает. И сухопутному человеку порой не понять, не дать истинную цену домашнего уюта. Когда палуба не уходит из-под ног, когда кроме Бога на небесах и Капитана на ходовом мостике никто не сможет помочь.
Извините за столь длинный монолог, но на Ваш вопрос действительно трудно ответить однозначно. А к сказанному могу добавить одно: на предстоящей презентации трех книг цикла «Севрыба» в мурманской областной библиотеке можно будет приобрести эти книги. И после этой своеобразной премьеры новое издание – книга «Севрыбхолодфлот» – поступит в магазины Мурманска. Ну а тех, кто хотел бы приобрести книги ранее, прошу писать мне по адресу georgy@sampo.ru. И заходите на сайт «История рыбной отрасли Севера» – www.rmpoisk.ru.
Лента новостей
Жителя Мурманска взяли под стражу за серию краж в супермаркетах
14:14 – 23 ноября
Проезд по дороге Заполярный-Сальмиярви останется закрытым
11:58 – 23 ноября
Житель Мурманска ночью вскрыл магазин, чтобы украсть колбасу
11:14 – 23 ноября
Пять огнеборцев потушили деревянную бытовку в Кильдинстрое
10:28 – 23 ноября
Бизнес в Мурманской области занял у банков 115 млрд рублей с начала года
16:36 – 22 ноября
Вице-премьер РФ заявил о важности строительства новых верфей в стране
16:21 – 22 ноября
Мурманск не смог привлечь кредитные линии в 1 млрд рублей
16:06 – 22 ноября
Рейс из Петербурга в Мурманск ушёл на запасной аэродром в Архангельск
15:33 – 22 ноября
С 29 декабря "Лыжная стрела" начнёт рейсы из Москвы в Апатиты
15:05 – 22 ноября
14:51 – 22 ноября
Город-спутник Кольской АЭС будет взымать налог с туристов
13:38 – 22 ноября