16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
3:15 Суббота 20 апреля 2024

«Сила региональных театров — в преданности к профессии»

9:20 – 15 марта 2022

Открытие Мурманского областного драматического театра после длительной реконструкции ожидается уже в марте - с премьеры спектакля «Маскарад» по Лермонтову. Артисты репетируют, подготовка идет полным ходом. Художественный руководитель драмтеатра Вадим Данцигер рассказал «Би-порту» о долгожданном переезде труппы, особенностях региональных театров, потенциале мурманской сцены и планах до конца года.

- Вы приняли театр чуть больше года назад. Каким вы его увидели тогда и что он представляет из себя сейчас?

- Когда я пришел в театр, он еще находился в помещении кинотеатра "Атлантика". Было понятно, что это временное помещение, поскольку здесь вовсю шла стройка. Театр был в состоянии томительного ожидания, когда вновь можно будет вернуться на свою площадку. На самом деле, я счастливый свидетель того, как это произошло. Сейчас идут мелкие доделочные работы, но в целом театр уже работает и репетирует на своей площадке. Все уже в предвкушении официального открытия, когда мы уже будем работать так, как до реконструкции.

- Какие изменения произошли?

- Был проведен огромный фронт работ, восстановлен целый ряд механики сцены, появились разные новшества. Например, оркестровая яма на авансцене стала полностью механизированной, штанкеты теперь управляются с пульта, а не кнопками на стене как раньше. Световое оборудование отличное. В России, наверное, всего пять-шесть театров, кто мог бы похвастаться таким световым оборудованием, как у нас. У драмтеатра в Мурманске также появились большие звуковые возможности, техническая акустика изменилась в лучшую сторону. Оснащение театра в техническом плане стало значительно выше, чем раньше. Несомненно, это даст большой толчок для развития.

- Как вы считаете, достаточно ли Мурманск насыщен театрами?

- Нет, на мой взгляд в Мурманске мало театров. Я считаю, что Мурманску необходимо что-то вроде молодежного театра или ТЮЗа. Есть, конечно, Арктический театр. Но он занимает свою нишу на театральной карте города и области. Он не составляет конкуренции такому мастодонту как, допустим, областной драматический театр. И в этом, я считаю большая проблема. Для саморазвития нам необходима конкуренция. Она необходима в искусстве. Есть, конечно, театр кукол, театр Северного флота. Но что нам с ними делить? В данном случае наши территории настолько профессионально поделены, что мы не мешаем им, а они нам. А драмтеатру необходимо с кем-то конкурировать, соревноваться. Это позволяет все время держать нос по ветру, все время быть в творческом пике. А когда тебе на пятки, грубо говоря, никто не наступает, ты постепенно начинаешь сбавлять темп. Зачем бежать, когда за тобой никто не гонится?

- Кто ваш зритель?

- Я бы предпочел, чтобы в зале было как можно больше интеллектуалов: начитанных и образованных людей. Но в данном случае наше общество достаточно пестрое, разношерстное. Поэтому я в любой пьесе пытаюсь достучаться до разных слоев населения. Например, для тех, кто не выпускает из рук шахматы, своя тема. А для тех, кто попроще и пришел в драмтеатр просто зарядиться эмоцией, для них свой кусок пирога испечен. Так или иначе мой зритель — это тот, кто хочет ходить в театр. А общий язык мы уже находим в процессе спектакля.

- В чём, по-вашему, сила провинциальных театров?

- В преданности профессии. Я не люблю слово "провинция", я предпочитаю говорить "в регионах". Так вот, региональные артисты не сильно избалованы приработками, у них не так много соблазнов. И, как следствие, они больше посвящают свою жизнь театру. Да и профессиональную школу они сохраняют лучше, чем столичные артисты. Последние да, много работают, но у них сейчас репетиция здесь, потом еще где-то, потом съемка и так далее. И в результате все на бегу, все поверхностно. И постепенно то, что в него вложили в учебном заведении, уходит на второй план. А в регионах актеры, да и вообще артисты, больше преданы театру, искусству в целом. При этом есть и обратная сторона медали: здесь меньше возможностей зарабатывать в своей профессией. Артист вынужден подрабатывать, потому что актерские зарплаты не такие, как хотелось бы. Это не мешает с профессиональной точки зрения, но отвлекает.

- Есть ли будущее у нестоличных театров?

- Мне кажется, региональные театры давно доказали, что у них лучше иммунитет, они выживают более успешно на театральной карте России. Например, в Москве сотни театров. Но если посмотрите на столичную театральную карту, вам хватит пальцев двух рук, чтобы перечислить те, которые держат уровень и профессиональную планку. Все же остальные в разболтанном и расшатанном состоянии. Они превратились в досуговые центры, но не театры. Как раньше говорили - в театре не работают, а служат. А во многих театрах, в столице, артисты приходят работать. А это принципиально другое отношение к профессии. На мой взгляд, региональные театры лучше и интереснее. За время работы в Мурманске я приглашал сюда разных режиссеров. Когда они встречались с труппой и начинали работать, они говорили: "Слушай, какие интересные артисты, я уже забыл, что так можно относиться к профессии, как это делают они". Это дорогого стоит. Хотя, конечно, везде люди разные, я сейчас просто обобщаю. Естественно, везде есть свои исключения, но в целом региональные театры за счет оторванности от столицы и её соблазнов в настоящий момент сохранили себя с профессиональной точки зрения гораздо лучше.

- Может ли наш областной драмтеатр в перспективе выйти на такой уровень, чтобы люди из столицы или других регионов заходили на сайт, смотрели и думали: "Я беру билет до Мурманска, потому что хочу именно туда, именно на этот спектакль"?

- Насколько я знаю, к нам периодически приезжают зрители из Санкт-Петербурга. Правда, это на уровне знакомых. Но люди говорят: "О, хочу у вас посмотреть спектакль". И приезжают в Мурманск. Но в целом, я считаю, что нет ничего невозможного. Главное, чтобы нам немножко помогали. Потому что создать труппу театра такого уровня, чтобы к тебе приезжали из разных концов страны, чтобы она так зазвучала - на это надо время. Время и опыт. Естественно,

формирование труппы. Например, на нынешний момент у нас нет возможности просто пригласить артистов. Ну хорошо, они приедут из другого города, но где они жить будут? И вот такие бытовые вопросы тоже присутствуют. Но мы их решаем по мере возможности.

- Чья помощь нужна?

- Да всех. От министерства до журналистов. Я был бы крайне счастлив, если бы, например, губернатор немного чаще заглядывал к нам в театр. Когда власть интересуется театром — это всегда характеризует её с хорошей стороны. Ну и с другой стороны, мне кажется, что мы бы чувствовали себя более нужными и важными для региона, потому что если первые лица в нас заинтересованы, то соответственно и мы становимся более заинтересованными в том, чем мы занимаемся.

- Какие сейчас планы у драматического театра?

- Сейчас мы полным ходом готовимся к "Маскараду" Лермонтова. Это такое монументальное полотно, большое произведение. Так называемый русский "Отелло". Мы приступали к репетициям [в преддверии осени 2021 года - прим. ред.], но открытие все время передвигалось. Совсем скоро, через две недели, у нас состоится генеральная репетиция, а 24, 25 и 27 марта уже играем премьерные спектакли.

- Уже можно говорить об открытии получается?

- И да, и нет. В нынешний момент я не очень понимаю, подпись ли кого-то будет являться открытием театра, либо объявление, перерезание ленточки. Я не знаю, как юридически будет выглядеть открытие театра. Но есть факт - мы работаем, мы готовимся. По сути, "Маскарад" будет первым большим драматическим спектаклем на основной сцене в новом здании.

- Чего ждать мурманчанам от "Маскарада"? Чьи силы задействуете в подготовке?

- Наш хореограф Ярослав Францев, обладатель премии "Золотая маска". Я его в шутку называю богом пластики. Он работал в разных интересных проектах, ездил по стране с мастер-классами. Нашим артистам повезло, у них есть возможность поработать с очень известным хореографом. Уверен, пластический рисунок спектакля будет крайне интересен. В постановке также задействован художник-сценограф Борис Шлямин, мы с ним выпустили довольно много спектаклей. Сценография будет необычной. Будет много свободного пространства, которое заполнится эффектными объектами. Художник по костюмам - художница из "Мариинки" Жанна Усачева. Она любезно согласилась с нами поработать. В спектакле будет много джазовой музыки. На премьерных спектаклях хотим, чтобы в фойе играла музыка, чтобы у людей было предвкушение некого действа, которое начнется с момента поднятия занавеса. Мы здесь больше играем в классический театр. Мы даже играем нарочито в имперский театр с занавесом, пафосной музыкой. Кстати, она совершенно не соответствует эпохе Лермонтова. И визуальные решения достаточно далеки от его эпохи. Действия мы перенесли в начало 20 века, эдакая Европа 20-х годов. Это достаточно классический спектакль, хотя многие, кто его увидит, может быть, даже с этим не согласятся. Все-таки это современное переосмысление.

- В марте увидим "Маскарад". А потом?

- Потом будет пьеса современного автора, но об исторических персонажах - "По Волге до Херсона". Её написала нижегородский драматург и журналист Нина Прибутковская. Это исторический анекдот. История о том, как Чехов, Толстой и Горький плывут в Херсон к Мейерхольду разбираться с ним, потому что, как им кажется, их оскорбили. Но поскольку одним плыть скучно, они взяли с собой своих женщин. Это только усиливает конфликты и комический эффект. В спектакле будет много песен. Композитор Филипп Чернов специально для нас пишет музыку. Это будет в чистом виде эксклюзив. Пьеса еще нигде не ставилась и была написана специально для меня. Параллельно с этим будет идти театральная комедия Валентина Красногорова "Фуршет после премьеры". И на этом мы закрываем сезон в июне. А с нового сезона мы запустим "Дядюшкин сон" Достоевского. К Новому году должны будем выпустить "Питера Пэна".

Лента новостей