Самые читаемые
«Я никогда не ставил себе цель стать директором, но мне всегда хотелось сделать любое дело лучше»
Трудно представить, что директору Кольской АЭС Василию Васильевичу Омельчуку 31 августа исполнится 60 лет. Почтенный возраст совершенно не про него. Он удивительно органичен как в образе руководителя такого серьезного производства, как атомная станция, так и всегда молодого, бодрого и остроумного человека, способного смотреть на мир с иронией
Трудно представить, что директору Кольской АЭС Василию Васильевичу Омельчуку 31 августа исполнится 60 лет. Почтенный возраст совершенно не про него. Он удивительно органичен как в образе руководителя такого серьезного производства, как атомная станция, так и всегда молодого, бодрого и остроумного человека, способного смотреть на мир с иронией.
Какой бы еще высокий начальник отважился, как он, выйти нынешним летом на сцену во время празднования 40-летия пуска 1-го энергоблока, чтобы поучаствовать в несерьезном конкурсе, посвященном станции. В джинсах и рубашке-поло с эмблемой «Колатом», он в тот момент был совсем не похож на директора. Не мудрено, что заезжий конферансье его не узнал, а когда попросил представиться, то в ответ послышалось: «Меня и так все знают!» «Вы действительно знаете этого человека?», - этот вопрос уже был обращен к горожанам, собравшихся на площади. В едином порыве толпа выдохнула: «Да!», что прозвучало как коллективное признание заслуг этого человека перед городом и станцией, гордость за то, что он у нас такой неординарный.
Накануне своего 60-летия Василий Васильевич Омельчук дал интервью нашему изданию.
– Василий Васильевич, с предстоящим юбилеем, чувствуете, что приближается очень значимая для Вас дата?
– Сейчас я больше думаю о директорате концерна «Росэнергоатом», который пройдет на этой неделе на Кольской АЭС. Хочется, чтобы все было организовано хорошо, отсюда и беспокойство, которое свойственно мероприятию такого масштаба. Конечно, мне будет очень приятно получить поздравления с юбилеем от друзей, родственников, знакомых и коллег. Ничего особого, связанного со своим 60-летием, я не ожидаю. Предчувствия, что впереди у меня какое-то апогейное событие, нет. Если бы это зависело от меня, я бы отменил все юбилеи. В любом случае, итоги прожитых лет подводить не буду. Просто не вижу в этом необходимости.
– Кем Вы себя считаете в первую очередь - атомщиком, директором, депутатом?
– В первую очередь – человеком, во вторую – директором. Я поступил в институт, когда мне еще не исполнилось 17 лет. В 22 года пришел дипломированным специалистом на производство. Таким образом, уже 43 года я в атомной энергетике. Никогда не изменял профессии и не пытался изменить сферу своей деятельности. Вся моя жизнь связана с работой на Кольской АЭС, так кем же я могу себя чувствовать?
Должность главного инженера мне была ближе, чем теперешняя. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, как здорово, когда на станции есть хороший директор. У нас с Юрием Васильевичем Коломцевым в этом плане был замечательный тандем: он – директор, я – главный инженер. У меня была своя ниша, и мне кажется, что я неплохо справлялся со своими обязанностями. Тогда мне было проще, потому что передо мной всегда была спина этого человека. Забот у директора довольно много, а сфера ответственности еще больше, поэтому пока мне еще сложно со всем этим справляться.
Я никогда не встречал среди своих зарубежных коллег директора-депутата. Нет за границей и такого понятия как градообразующее предприятие или моногород, когда в обязанности директора помимо его непосредственной деятельности входит и ответственность за жизнь в городе.
Директоров зарубежных АЭС не волнуют жилищные, социальные вопросы, выборы, ремонт и содержание спортивных объектов, благоустройство площадей и скверов в городе. Эти вопросы там находятся вне сферы деятельности руководителя предприятия. Бывают периоды, когда на тебя одновременно наваливается столько задач, что их просто физически не успеть быстро отработать и переварить.
– Как Вы пришли в профессию, что оказало влияние на Ваш выбор? Как приняли его ваши родные?
– Это было в начале 70-х годов 20 века. Тогда самыми модными профессиями были физик, атомщик, ядерщик, космонавт. Мне всегда нравились точные науки – физика, математика, поэтому мой выбор профессии был предопределен – только в техническую сферу. Тем временем мой брат, который на четыре года старше меня, уже был студентом и учился на механическом факультете Одесского технологического института. Приехав домой на каникулы, он как-то обмолвился, что собирается перейти на специальность «Атомные станции и установки», которая скоро появится на теплофизическом факультете. После 4 курса он так и сделал. Я тоже решил поступать туда же, о чем до сих пор не жалею.
После института брат распределился в монтажную организацию «Энергомонтаж». Он, как и я, однолюб и до сих пор работает там. Сейчас является директором одного из филиалов, который ведет монтажные работы на Белоярской АЭС.
Наши родители не имели высшего образования, были простыми люди. Мама – продавец в магазине, отец, имея специальность фельдшер-ветеринар, по роду своей деятельности всегда был связан с животноводством, заготовками, мясопереработкой. На пенсии подрабатывал охранником. Свою профессию мы с братом выбрали самостоятельно. Родители с пониманием приняли наш выбор. Мама, правда, спрашивала меня: «Это не страшно?» Я отвечал, что нет.
– Какие наиболее яркие впечатления, связанные с профессией, Вы помните?
– Трудно что-то выделить. Разные были моменты. Не раз доводилось бывать и в холодном, и в горячем поту, но в основном эмоции были положительными. Конечно, самые сильные впечатления связаны с пусками энергоблоков, в которых мне довелось участвовать. Это блоки 3, 4 Кольской АЭС, блоки 1, 2 Ровенской АЭС, блок 1 Калининской АЭС, блоки 1, 2 Балаковской АЭС. Когда в результате долгой и кропотливой работы блок начинает дышать, и ты понимаешь, что все получилось, то каждого, кто имеет к этому отношение, переполняют чувство гордости за свой труд и общая радость. Это незабываемо.
– В чем секрет Вашего успеха в продвижении по служебной лестнице?
– У меня один рецепт на этот счет - надо много работать, зачастую в ущерб личным интересам. Я никогда не ставил себе цель стать директором, но мне всегда хотелось сделать любое дело лучше. Это состояние живет во мне с первых дней работы на Кольской АЭС, когда приехал сюда молодым специалистом. Моя карьера началась в РЦ с самой низшей, имеющейся там, должности оператора спецкорпуса. Так начинали свою деятельность все, кто приехал сюда после окончания институтов.
Глядя на мой первый опыт руководителя небольшого коллектива в РЦ, мой наставник – начальник смены РЦ в свое время дал мне очень правильный совет: нужно добиться, чтобы вовремя и правильно порученную работу сделал тот, кому это положено, хотя сам ты можешь сделать ее намного быстрее.
– Вы помните своих институтских педагогов?
– Конечно. Иногда, бывая в Одессе, я заезжаю в свой институт. Там уже почти не осталось моих преподавателей, но те, кто еще работают, как ни странно, меня помнят. С заведующим кафедрой Владимиром Степановичем Кировым до сих пор общаюсь и поддерживаю отношения. Я благодарен за науку и знания всем преподавателям, с которыми меня свела судьба. И хотя в Одессе мы с юмором иногда относимся к атомной специальности, тем не менее, должен сказать, что школа там была великолепная.
– Вам часто везло по жизни?
– Часто и во всем. Как у любого человека, у меня в жизни бывали огорчения, но больше было хорошего. Надо не опускать руки, и тогда все получится. Просто я стараюсь не делать ничего плохого. Когда меня назначили главным инженером, один мой коллега сказал: «Вот повезло же Вам».
Я ответил, что не считал и никогда не буду считать, что мне повезло. Просто я, как правило, добиваюсь того, к чему стремлюсь.
– Сегодня с Вашим опытом и практикой Вы смогли бы занимать высокие посты в Москве. Почему Вы до сих пор не там?
– Человек должен работать там, где он может принести больше пользы. Я считаю, что больше пользы принесу здесь. Предложения занять другие посты у меня были. В Москву я не стремлюсь, поскольку человек моего склада должен быть привязан к производству.
Я много думал и читал о предназначении человека на Земле и пришел к такому пониманию смысла этого понятия. Считается, что мужчине в жизни необходимо родить сына, посадить дерево, построить дом. Если понимать все буквально, то эти задачи не такие уж сложные. Родить сына – это значит продолжить род. Посадить дерево – оставить хороший след после себя, ведь дерево живет намного дольше человека и приносит пользу для всех. Построить дом – значит создать условия для своих потомков более комфортные и лучшие, чем были у тебя.
Свою задачу я вижу в том, что должен сделать намного больше, чем требуется лично мне или моей семье. Я должен привнести в нашу жизнь больше хорошего, комфортного, благоприятного для окружающих, чего и всем желаю.
– Какие качества Вы больше всего цените в коллегах?
– Ценю все хорошие качества и не терплю плохих. Когда приходится сталкиваться в работе с проявлениями последних, то я, как правило, всегда говорю людям в глаза, что им надо поменяться. Не важно, примет ли человек к сведению мое замечание, но сказать ему об этом надо.
– Как Вы подбираете себе подчиненных?
– Как руководитель, я, конечно, назначаю людей на должности, при этом во главу угла ставлю деловые, общечеловеческие и профессиональные качества. Не думаю, что меня можно упрекнуть, что я подбираю себе подчиненных по каким-то другим критериям.
– Какая музыка обычно звучит у Вас в машине?
– Там я обычно слушаю радио. Предпочитаю эстрадную лирическую музыку, российскую или украинскую. Например, Александра Малинина. У него есть замечательная песня «Берега», которая мне очень нравится.
– Легко ли окружающим с Вами?
– Вряд ли. Может в чем-то и легко, потому что у меня не авторитарный стиль руководства, а скорее демократичный. А вообще я занудный и въедливый. Если в чем-то у меня возникают сомнения, докопаюсь до мелочей, настою, чтобы было сделано так, как должно быть. Я могу шутить, иронизировать, но стараюсь при этом никого не унижать.
Работа накладывает отпечаток. Мои попытки покомандовать дома, как правило, встречают сопротивление близких: «Ты не на работе!».
– Что значит в Вашей жизни семья?
– Моя семья образовалась 34 года назад. Я благодарен людям, которые мне еще в молодости открыли истину, что семья и первая жена - это от Бога. Лучше не будет. Моя мудрая мама говорила так: «Друзья, знакомые, уважение, награды, благодарности не могут сравниться с поддержкой твоей семьи».
Жена для меня самый близкий человек, она всегда по жизни рядом со мной. Я встретил ее здесь, так что мой приезд на Север не был случайностью. Сын продолжает мое дело. Растет внучка Вероника, общение с которой доставляет мне много радости. Опытные люди говорят, что по-настоящему дедовские чувства проявляются, когда в семье появляется второй внук. В последнее время мое самое заветное желание – иметь больше внуков и вырастить их нормальными людьми. Для меня это очень важно.
Беседовала Наталья Прусакова.
Высокая награда
Постановлением Мурманской областной Думы № 971 от 20.06.2013 г. за большой личный вклад в развитие атомной энергетики, эффективное руководство предприятием и в связи с 60-летием со Дня рождения Почетной грамотой Мурманской областной Думы награжден директор филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» Василий Васильевич Омельчук.
Лента новостей
Жителя Мурманска взяли под стражу за серию краж в супермаркетах
14:14 – 23 ноября
Проезд по дороге Заполярный-Сальмиярви останется закрытым
11:58 – 23 ноября
Житель Мурманска ночью вскрыл магазин, чтобы украсть колбасу
11:14 – 23 ноября
Пять огнеборцев потушили деревянную бытовку в Кильдинстрое
10:28 – 23 ноября
Бизнес в Мурманской области занял у банков 115 млрд рублей с начала года
16:36 – 22 ноября
Вице-премьер РФ заявил о важности строительства новых верфей в стране
16:21 – 22 ноября
Мурманск не смог привлечь кредитные линии в 1 млрд рублей
16:06 – 22 ноября
Рейс из Петербурга в Мурманск ушёл на запасной аэродром в Архангельск
15:33 – 22 ноября
С 29 декабря "Лыжная стрела" начнёт рейсы из Москвы в Апатиты
15:05 – 22 ноября
14:51 – 22 ноября
Город-спутник Кольской АЭС будет взымать налог с туристов
13:38 – 22 ноября