Самые читаемые
Не решим проблему с кадрами медиков, никакая модернизация не поможет
Свое мнение о реформе, о состоянии медицины в Мурманской области и стране высказал заслуженный врач России, известный в Кольском Заполярье человек, депутат регионального парламента Юрий Паюсов
В настоящее время в России на региональных уровнях дорабатываются программы модернизации системы здравоохранения. Согласно планам модернизации, в стране к 2012 году должна коренным образом обновиться сеть лечебных учреждений, в которых появятся современные методы диагностики, профилактики, лечения и реабилитации граждан…. Свое мнение о реформе, о состоянии медицины в Мурманской области и стране в разговоре с корреспондентом «Би-порта» высказал заслуженный врач России, известный в Кольском Заполярье человек, депутат регионального парламента от партии «Справедливая Россия» Юрий Паюсов.
– Юрий Андреевич, многие жители нашей области помнят вас как главного врача Мурманской городской клинической больницы. Теперь вы депутат. Расскажите, как складывалась ваша карьера?
- Я окончил одиннадцать классов сельской школы в Вологодской области. В 1963 году поступил в Архангельский государственный медицинский институт (ныне университет). В 1968-м окончил стоматологический факультет, получив специальность «врач-стоматолог», по направлению прибыл в Мурманск и прошел переквалификацию на врача-отоларинголога. По 1979 год работал отоларингологом в лечебных учреждениях Мурманского городского отдела здравоохранения. А в декабре 1979 года был назначен главным врачом известной медсанчасти 20346 – на 35-й судоремонтный завод (сейчас это 4-я городская поликлиника). И хотя я проработал там всего год, но считаю, что в медсанчасти, в общем-то, я прошел определенную школу управленца. Большое значение имело то, что я контактировал непосредственно с администрацией завода, начальниками цехов. Прошел школу понимания того, что нужно для крупного промышленного предприятия, какие вопросы охраны здоровья здесь решают. За это я очень благодарен и коллективу медсанчасти, и руководству самого 35-го завода. А через год был назначен главным врачом Мурманской городской - в настоящее время клинической - больницы скорой медицинской помощи, где отработал 27 лет. Стал заслуженным врачом РФ, защитил ученую степень кандидата медицинских наук, а в сентябре 2007 года меня избрали в областную Думу. Я очень благодарен мурманчанам, что они мне доверили представлять, решать вопросы здравоохранения на региональном и других уровнях, - работы в этом направлении, конечно, очень много.
- А члены вашей семьи тоже работают в медицине?
– Да, моя семья вся чисто медицинская. Сын – врач, невестка – врач, жена – врач. Внучка растет, пока ходит в детский сад, но думаю, что и она будет врачом. Сын работает в Мурманске в городской больнице врачом-отоларингологом, невестка – врач-лаборант в мурманской поликлинике №3. Жена – врач в диагностическом центре.
- Правительство РФ обещает со следующего года начать коренную перестройку системы оказания медицинской помощи населению. Регионы, в том числе и Мурманская область, готовят и защищают свои программы модернизации здравоохранения. Обсуждается закон об охране здоровья населения. Ваша оценка этого процесса?
- Да, действительно, модернизация здравоохранения «бродит» в умах и медицинских работников, и, пациентов, населения Мурманска и области. Ее оценка у меня двояка. Надвигающаяся модернизация, которую рассматривают как централизацию сложных видов оказания медицинской помощи, оснащение медучреждений, укомплектование кадрами – это, конечно, это хорошо. Но однобоко.
Взять хотя бы федеральный закон «Об охране здоровья населения», который принимается в Государственной Думе. Нужно сказать, что организация охраны здоровья – это государственная задача. Она представляет из себя комплекс мероприятий, направленных на создание нормальных социальных и психофизиологических условий в обществе, где мы живем. Это нормальная зарплата - не только у медиков, но у всех. Это нормальные жилищные условия. А в упомянутом законе речь идет, по сути, только об организации оказания медицинской помощи.…
Тем не менее, модернизация будет. Выделяется большая сумма денег – примерно 460 миллиардов рублей, - на инвестиции в систему здравоохранения. Эта сумма – сама по себе приличная, - складывается из того, что возрастает нагрузка на работодателя и на налогоплательщиков в связи с увеличением страховых взносов по Фонду обязательного медицинского страхования (ОМС). Это, конечно, вызывает определенные нарекания у населения. Во-вторых, если сейчас регионы сами распоряжаются деньгами, которые получают региональные фонды ОМС, то с 2012 года нас ждет централизация. То есть все деньги пойдут в федеральный фонд ОМС РФ, и государство в виде этого фонда ОМС будет нам выделять столько денег, сколько посчитает нужным. Сами понимаете, что не все можно увидеть с высоты Минздравсоцразвития РФ, в чем конкретно нуждаются регионы. Это еще одно опасение.
Сейчас в каждом регионе работают над программами по модернизации здравоохранения. В том числе, и в Мурманской области. Сказать, что нам придет очень много денег из этих 460 миллиардов – трудно. Наверное, сумма будет в пределах двух с половиной – трех миллиардов, не более. А сегодня скажем, только чтобы наши учреждения привести в соответствие с требованиями Роспотребнадзора, нужен миллиард шестьсот.
Согласно программе, модернизация позволит создать так называемые межмуниципальные центры. Так, Мончегорск – один из центров – замкнет на себя Оленегорск, Ревду, Ловозеро. Кандалакша – Умбу и другие населенные пункты района, Ковдор и Зеленоборский. Мурманск - тоже один из больших центров. В этих центрах, по плану, будут сосредоточены лучшие кадры, лучшее оборудование. Вследствие этого ожидается повышение уровня оказания медицинской помощи. Но создание этих центров предполагает перемещение ряда отделений и структур одних больниц в другие, перемещение одних видов медицинской помощи, которые оказывались, скажем, в Апатитской или Оленегорской городских больницах, в Кировск и Мончегорск соответственно – туда, где будут наиболее высокие технологии.
Я уверен, что эту работу область выполнит. Но давайте посмотрим на то, о чем сегодня никто не говорит. Что останется на местах? Не все же пациенты пойдут / поедут сразу в центр. Если на месте не будет ни одного медработника, как скажем, сегодня, в Краснощелье или в Сосновке, то когда обратится оттуда пациент в центр? Только, когда у него будет либо инфаркт, либо инсульт. Но «бить по хвостам» – это не тот метод, который нужен. Ведь главное – профилактика. А в этом направлении под видом модернизации (оптимизации на местах) остается минимум медицинских работников.
- Их и так в области не хватает?
- Да, могу привести простой пример. В городе Мурманске, в Ленинском районе, в пятой детской поликлинике один окулист на 100 тысяч жителей. В Печенгском районе нет и половины специалистов. Эта «зурабовская» реформа, которая участковым терапевтам, педиатрам и врачам общей практики подняла высоко зарплату, – привела к тому, что вся узко специализированная служба перешла на эти должности, переучившись. И сегодня узкоспециализированная служба – кардиологи, эндокринологи, неврологи – в поликлиниках присутствуют практически в половинном составе. Сегодня в Мурманской области укомплектованность врачами составляет 60% , а средним медперсоналом – 70%. Представьте, что из них кто-то болеет, кто-то на учебе, кто-то в декретном отпуске, кто-то в плановом отпуске. Сколько же специалистов остается на рабочих местах?
Когда я избирался в областную Думу, у меня был наказ от мурманчан – решить кадровую проблему. Этот вопрос мы все время поднимаем. Но нам говорят, что у нас и так неплохо. Что, мол, на Западе число врачей на сто тысяч населения меньше. Но давайте сравним, какой жизненный уровень у них и какой - у нас. По некоторым оценкам, за последние 10 лет уровень качества жизни наших соседей на Западе увеличился на 72%. В России - только на 6%. Поэтому ссылаться на то, что у нас врачей и так много, совершенно нельзя.
Нехватка кадров для Мурманского региона – один из коренных вопросов. Если мы не решим эту проблему каким-то революционным путем, то конечно, деньги мы получим, отремонтируемся, закупим оборудование, но удовлетворенности населения в оказании медицинской помощи не будет, я уверен. И вряд ли она качественно улучшится.
- Давайте вернется к модернизации. Что, при ее реализации, по-вашему, ждет медработников?
– Могу сказать, что модернизация – медики еще это не осознали, - вызывает скрытое увеличение нагрузки и, в то же время, скрытое уменьшение фонда оплаты труда. Как я уже говорил выше, ожидается перемещение отделений из одних больниц в другие, их объединение. Количество мест сократится, количество больных будет меньше. Соответственно и фонд оплаты труда – а ведь за больным идут деньги, - уменьшится.
Например, в Кандалакше почему-то медикам внушили, что у них в два раза поднимется заработная плата. Я им показываю бюджет Мурманской области: повышение фонда оплаты труда будет только с декабря – на 6,5%. А потом еще в июле и в октябре. На самом деле, эти проценты позволят руководителям медучреждений лишь в какой-то степени доплачивать деньги младшему персоналу, у которого зарплата меньше МРОТа.
Также новый закон говорит о стандартах оказания медицинской помощи. Понятно, что в создаваемых межмуниципальных центрах будут выполняться стандарты соответствующего уровня. По моему мнению, важно обезопасить пациента и докторов, которые будут оказывать первичную медицинскую помощь. Важно подумать о стандартах для этого первичного звена и оснастить его в соответствии с этими стандартами, чтобы ни медики, ни пациенты не пострадали. К сожалению, сегодня об этом не говорится нигде. Поэтому эта модернизация, еще раз повторюсь, вызовет, несомненно, сокращение штатной численности персонала и, как следствие, уменьшение фонда оплаты труда, сети лечебных учреждений и увеличение нагрузки у медиков. И вряд ли у них появится удовлетворенность, потому что большого увеличения заработной платы практически не будет. И думаю, в таком настроении качественно оказывать медицинскую помощь у медиков большого желания может не возникнуть. И если бы, конечно, медицинская общественность сегодня была объединена - между собой и с профсоюзами, - то многие вопросы, которые сегодня волнуют медиков, были бы учтены и решены.
– Говоря о кадровой проблеме, нельзя не вспомнить об интернах…
- Да, буквально в июле наше Министерство здравоохранения и социального развития РФ убрало из номенклатуры должности врачей-интернов, которые раньше приходили к нам в областную больницу, городские больницы, и после получения последипломного образования имели на руках необходимые для работы сертификаты. А на сегодняшний день они уже не врачи-интерны, а врачи, проходящие обучение (интернатуру они должны теперь проходить на базе своих вузов), и им сегодня платят одну стипендию – а это всего 2700 рублей! В Мурманской области их 73 человека. Обращались они в Минздравсоцразвития РФ, в наше министерство, но все, увы, все ссылаются друг на друга. Министерство РФ пишет, что это может оплатить заказчик - министерство здравоохранения Мурманской области. Региональный Минздрав тоже находится в затруднительном положении, и пытается решить проблему за счет медучреждений, говоря о том, что доплачивать могут те лечебные учреждения, куда пойдут эти специалисты. А доплачивать надо по четыре-пять тысяч в месяц. Не все главные врачи на это пойдут, и не у всех есть на это деньги. То есть, эта модернизация, которая идет на сегодняшний день, во многом спешна и не совсем продумана.
- Мы затронули тему поликлиник – как, по-вашему, складывается ситуация там? Люди много лет жалуются на очереди, на то, что не могут в течение месяца номерки взять на прием к врачу, не могут дозвониться...
- Как я уже говорил, основная проблема, все-таки, в кадрах. Если бы была укомплектованность кадрами, ничего подобного бы не было. А при нынешней укомплектованности поликлиники просто не в силах проглотить тот вал, который сегодня на них идет. И сегодня мы их ругаем, но можно ругать сколько угодно, пока не будет решена кадровая проблема.
- Не кажется ли вам, что передача функций неотложной помощи поликлиникам – это еще одна дополнительная нагрузка на них?
Согласен: то, что неотложную помощь передают в поликлиники – это, в общем-то, дополнительная нагрузка. Кстати, в 80-е годы ее из поликлиник передали скорой помощи - теперь возвращают обратно. Что такое неотложка? Это помощь, которая должна быть оказана в двух-шести часов. У приехавшего специалиста должен быть кардиограф, и все остальное, что возит с собой скорая помощь. Но сегодня, я убежден, в половине случаев этого нет. И, по-прежнему, приезжает врач с тонометром и с термометром. Поэтому переход на такой вид оказания помощи без оснащения неотложных бригад поликлиник всем необходимым – это, конечно, минус.
Однако в этой идее есть и положительное. Ведь когда к пациенту приезжает скорая, то она собирает анамнез со слов больного. А специалисты, приезжающие по неотложке, могут взять амбулаторную карту с поликлиники и в этом медицинском документе тщательно посмотреть, что уже было, чем он болел, что помогало.
Поначалу хотели, чтобы диспетчер «скорой» сам определял, скорая это помощь или неотложная. В таких случаях можно попасть пальцем в небо, оставив на дому больного с инфарктом или с ишемической атакой головного мозга, ведь не все звонящие могут правильно описать состояние больного. Хорошо, что «скорая» отказалась от такой дифференциации, и если пациент звонит в 03, к нему в любом случае поедут специалисты скорой помощи.
- Как, по-вашему, обстоят дела с оснащением в современных поликлиниках и больницах?
– Сейчас поликлиники оснащены намного лучше, чем пять-восемь лет назад, во многом благодаря нацпроекту «Здоровье». Другое дело, что на сегодняшний день на эксплуатацию этого оборудования требуются довольно большие материальные затраты: химические реактивы, высокая квалификация врачей-лаборантов, сервисное обслуживание этого оборудования. А сегодня, в принципе, больших инвестиций в работу поликлиник не вложено, так будем говорить. Если возьмем тариф на оказание медицинской услуги по Мурманской области, то на статьи «медикаменты» и «питание» он два года не индексировался. А что такое не индексировать медикаменты, если рост цен за эти два года составил около 40%? А сюда входят и реактивы. Почему получение результатов некоторых анализов откладывается на 6-9 дней? Да потому что, если количество реактива, закладываемого в машину одинаково – что на 6, что на 40 анализов, – то надо собрать хотя бы 12. Поэтому поликлиника вынуждена ждать, экономя реактивы.
- Мы уже говорили о том, что охрана здоровья граждан и медицинская помощь – это далеко не одно и то же. Не слишком ли много спрашивают в нашей стране с врачей?
– Как пишет «Медицинская газета», 78% охраны здоровья зависит от государства. А от медиков - только 7-8%, максимум 12%. А на нас, врачей, хотят возложить и демографическую ситуацию, и все остальное. Ничего этого, конечно, медикам одним не решить.
Возьмем хотя бы одну сторону организации работы врача. Врач, ведя прием, должен выписать на одно лекарство целых три рецепта: один в амбулаторную карту, другой пациенту, третий – для отчетности. Сегодня в работе медперсонала много бумажной волокиты. Также на них сегодня возложено планирование. Каждый участковый врач, врач общей практики составляет на своих льготников перечень необходимых лекарственных средств. Он сидит и считает, сколько этих лекарственных препаратов нужно, сколько других. А когда ему вести прием? Когда смотреть пациента? Когда разговаривать с ним? Некогда.
- Юрий Андреевич, по-вашему, что нужно делать, чтобы ситуацию улучшить?
Во-первых, надо все-таки к охране здоровья населения подходить комплексно. И экономить здесь нельзя, потому что на пустом месте ничего не сделать. На хорошей ноте, я хочу сказать, сегодня очень трудно заканчивать… Просто надо надеяться, что если мы будем подходить к проблеме здравоохранения даже на региональном уровне постепенно, поэтапно - разрабатывать стандарты, комплектовать кадры, - тогда, наверное, все изменится. И еще раз хочу сказать, что основной сегодня «гвоздь» для мурманского региона – это кадры. Эту проблему надо решать.
- И напоследок. Советы заслуженного врача России Юрия Андреевича Паюсова северянам в наступившую полярную ночь?
– Советы самые простые – движение, разнообразная пища, овощи, фрукты и витамины. Советоваться вовремя со своим участковым врачом, терапевтом, кардиологом – кто у кого наблюдается. Но самое главное – это больше двигаться – и тогда полярная ночь будет намного легче переноситься. Особенно это касается лиц пожилого возраста - им желательна спокойная размеренная жизнь, прогулки на свежем воздухе и правильное, сбалансированное питание.
Лента новостей
С понедельника на подъезде к Североморску будут ограничивать движение
14:58 – 23 ноября
Жителя Мурманска взяли под стражу за серию краж в супермаркетах
14:14 – 23 ноября
Проезд по дороге Заполярный-Сальмиярви останется закрытым
11:58 – 23 ноября
Житель Мурманска ночью вскрыл магазин, чтобы украсть колбасу
11:14 – 23 ноября
Пять огнеборцев потушили деревянную бытовку в Кильдинстрое
10:28 – 23 ноября
Бизнес в Мурманской области занял у банков 115 млрд рублей с начала года
16:36 – 22 ноября
Вице-премьер РФ заявил о важности строительства новых верфей в стране
16:21 – 22 ноября
Мурманск не смог привлечь кредитные линии в 1 млрд рублей
16:06 – 22 ноября
Рейс из Петербурга в Мурманск ушёл на запасной аэродром в Архангельск
15:33 – 22 ноября
С 29 декабря "Лыжная стрела" начнёт рейсы из Москвы в Апатиты
15:05 – 22 ноября
14:51 – 22 ноября
Город-спутник Кольской АЭС будет взымать налог с туристов
13:38 – 22 ноября