16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
0:42 Суббота 27 апреля 2024

«Убить дракона – 2», или Проблема коррупции глазами постороннего

9:39 – 25 июня 2008

Одна из важных причин, по которым борьба с коррупцией ведется не столь результативно, как того хотелось бы – присущее очень многим непонимание (или – неполное понимание) самой сути проблемы

Одна из важных причин, по которым борьба с коррупцией ведется не столь результативно, как того хотелось бы, – присущее очень многим непонимание (или – неполное понимание) самой сути проблемы. В самом деле, говорится об этом немало, но… о чем конкретно идет речь, часто понятно не всем. Пытаясь избежать терминологической неразберихи, берем Большой юридический словарь, читаем: «КОРРУПЦИЯ (от лат. corruptio — разложение, подкуп) — общественно опасное явление в сфере политики или госуправления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц…» Далее – полстраницы в том же духе. Ясно, что неясно очень многое, – неискушенного в юридической казуистике человека такое «определение» может только запутать. В результате у большинства создается ощущение, что коррупция – это «где-то там», страшно далеко и высоко, а простых смертных как бы и не касается. Между тем, положа руку на сердце, кому из нас ни разу не доводилось «дать на лапу»? Ну, хотя бы – шоколадку, букет цветов секретарше «нужного» начальника? Или гаишнику, дабы отстал? Или - чтобы дражайший отпрыск без проблем поступил в институт (такое, видимо, реже, но и «выложить» побольше приходится). А пресловутый червонец в карман швейцару, парикмахеру, дантисту и т.д.? Данные опроса ВЦИОМ говорят: опыт дачи взяток для решения своих проблем имеют 53 процента россиян, грубо говоря, половина населения страны! Если оптимистов эти цифры могут обрадовать, дескать, не сто же процентов, пессимист тут же заметит: «Задумайтесь, кому же эта половина населения дает взятки, ясное дело – второй половине!»

– Так ведь это же совсем не то, настоящая, «большая» коррупция - совсем другое дело! – могут сказать. Могут-то могут… Чтобы лучше разобраться в сути проблемы, стоит бросить взгляд на ее историю, сделать попытку вскрыть, так сказать, корни.

***

Все началось страшно давно: первый, упоминаемый в клинописных табличках, борец с этим злом - шумерский царь Урукагина, жил аж в ХХIV веке до н. э. Монарх ввел чрезвычайно жесткие меры против мздоимцев, тем не менее к желаемому результату это почти не привело: мелкие растраты и относительно небольшие взятки цвели пышным цветом. Первое посвященное интересующему нас вопросу научное исследование появилось в Индии – трактат «Артхашастры» опубликовал (под псевдонимом, кстати) в IV веке до н.э. один из тамошних министров. Выделив 40 способов казнокрадства, он пришел к печальному выводу: «подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке, так и имущество царя не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающим этим имуществом». Но казнокрадство – лишь одна сторона дела. Большую озабоченность издревле вызывала продажность судей. Об этом, в частности, читаем в Коране: «Не присваивайте незаконно имущество друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присваивать часть собственности других людей». Чиновничье взяточничество имело место во всех частях света, и такое положение вещей сохранялось в течение долгих веков.

Некоторые «подвижки» наметились в Западной Европе в конце XVIII века. Получившая тогда распространение теория общественного договора провозгласила: «Подданные платят налоги государству в обмен на то, что оно разумно вырабатывает законы и строго следит за их неукоснительным исполнением». С выстраиванием новой модели общественных отношений у чиновников уменьшалась возможность для вмешательства в дела граждан, следовательно - и возможностей вымогать взятки у них оставалось все меньше и меньше. Мелкое взяточничество хотя и не исчезло совсем, значительно сократилось, уподобившись назойливой мухе, присутствие которой хотя и неприятно, тем не менее, в общем-то, терпимо.

Казалось бы, появился повод успокоиться? Ан нет! Изменения политических режимов в ведущих странах мира приносили перемены экономические. Обозначившаяся тенденция к укрупнению бизнеса привела к тому, что объектом «скупки» стали уже не «мелкие сошки» вроде уездных судей или градоначальников, а само государство. На рубеже IXX и ХХ веков стал прогрессировать процесс подчинения интересам капитала политиков и высших госчиновников. Следом за этим подкупаться, причем - астрономическими суммами, стали целые влиятельные профсоюзы и политические партии. Вторая половина прошлого века знала немало шумных международных скандалов, связанных с коррупцией в высших эшелонах власти. Такова, вкратце, история интересующей нас проблемы. Теперь же обратим взор в сторону «наших баранов», на просторы 1/6 части суши.

***

О том, что взяточничество и воровство, причем в форме круговой поруки, в России процветало повсеместно и с самых древних времен, особо распространяться нет смысла, достаточно вспомнить знаменитое карамзинское «Крадут!». Вскоре после Октябрьской революции в нашей стране к мздоимству сложилось отношение, очень похожее на «двоемыслие» из антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла. С одной стороны, советский уголовный кодекс предусматривал за взяточничество наказания гораздо более жесткие, чем в большинстве других стран, - вплоть до расстрела, с другой стороны, представители государственной элиты были настолько «далеки от народа», что в большинстве случаев оставались практически неподсудными. Вряд ли будет ошибкой считать, что знаменитые коррупционные скандалы вроде дел экс-главы советского УВД Николая Щелокова, дочери бывшего генсека Галины Брежневой и особенно вызвавшего всеобщий шок «рашидовского» дела сыграли огромную роль в крахе советской системы. Немудрено, что команда Бориса Ельцина, обещавшая на пути к власти покончить со служебными злоупотреблениями, обеспечила феноменальную популярность будущему первому президенту России. Но, увы - то, что случилось после «воцарения» радикальных либералов, намного превзошло прогнозы самых мрачных пессимистов.

Вряд ли дело было в какой-то «особой порочности» реформаторов. Страна вошла в период «первобытного» капитализма, бизнес развивался стремительными темпами, а размер зарплаты бесчисленных чиновников, выдававших пресловутые «бумажки», оставался сравнительно небольшим. А когда грянула приватизация, практически никто не мешал ее организаторам запросто делать из «нужных» людей миллионеров. Вот что по этому поводу сообщается в фундаментальном труде Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН «Приватизация. Глобальные тенденции и национальные особенности»: «формы и методы, которыми проводилась приватизация, способствовали криминализации российской экономики и росту в стране коррупции». Известные политологи Н. Ю. Лапина и А. Е. Чиркова уточняют: «Многие преступные группировки приняли участие в приватизации, и на первых этапах разгосударствления около 35 процентов капитала и 80 процентов «голодающих» акций перешли в руки криминального мира». Специалисты отмечают: наиболее негативной чертой постсоветской коррупции явилась даже не беспрецедентная частота случаев вымогательства, а децентрализованный, «рассеянный» характер этого явления. В других странах, например, в Китае или Индонезии для «успеха предприятия» достаточно подкупить несколько высокопоставленных администраторов, но в нашем отечестве «подмазать» необходимо было практически всю чиновничью вертикаль – сверху донизу, вплоть до пожарных или ветеринарных инспекторов.

Слово «было» в предыдущем предложении не случайно набрано курсивом. Тенденции общеизвестны и понятны – если взяточничество, пронизавшее наше общество буквально насквозь (вспомним данные опроса ВЦИОМ), не удастся жестко ограничить и в этот раз, все разговоры о доверии населения к власти окажутся не стоящими и выеденного яйца. Насколько успешно ведется антикоррупционная борьба? Реально ли вообще победить мздоимство? Что именно делается для этого и что для этого будет делаться впредь? Получить ответы на эти вопросы корреспондент Мурманского информационного агентства попытался от тех, для кого борьба с коррупцией не отвлеченное теоретическое понятие, а – повседневная работа. Вот что рассказала ему пресс-секретарь следственного управления Следственного комитета (СУСК) при прокуратуре РФ по Мурманской области Татьяна Ковалева (на фото):

- Для выработки действий по выявлению и пресечению фактов нарушений в деятельности государственных и муниципальных органов управления регулярно проводятся заседания рабочих групп следственного управления. Отмечу: эта работа ведется в постоянном тесном контакте с оперативниками милиции и ФСБ. За период с начала сентября прошлого года по конец марта нынешнего возбуждено 10 уголовных дел по 36 эпизодам преступной деятельности коррупционной направленности.

В частности, минувшим февралем уголовное дело было возбуждено в отношении председателя комитета по управлению муниципальным имуществом ЗАТО г. Скаластый. Чиновник при заключении договоров на проведение ремонта котельной поселка Оленья губа не учел требований законодательства, регламентирующих порядок проведения этих работ. В результате договоры были подписаны с организациями, не имеющими должных лицензий, и более чем 600 тысяч государственных рублей фактически «ушли налево». Кроме того, предварительное следствие установило, что еще ранее, контактируя с другими фирмами, этот чиновник подписывал акты приемки, хотя фактически эти работы выполнены не были.

Подобный факт выявлен в Печенгском районе. Следствие утверждает, что тамошний заместитель главы муниципального образования, он же – руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом, заключил с одним из местных ООО контракт на поставку (с последующем монтажом) пяти отопительных котлов и одного теплообменника в поселках Лиинахамари и Корзуново. Согласно контракту, установка и запуск оборудования должны были завершиться до 1 ноября 2007 года. Однако и после наступления 2008 года работы не были закончены, тогда как 5 миллионов рублей муниципальных средств были перечислены подрядчикам. Но это еще не все: следствие установило, что реальная стоимость этих работ впятеро меньше выплаченной суммы.

Вот случай вымогательства крупной взятки, на этот раз в Терском районе. Заместитель местного главы, одновременно – начальник финансово-экономического отдела администрации за содействие в оформлении аренды земельного участка под строительство базы отдыха требовал от предпринимателя передать ему 270 тысяч рублей. В противном случае грозил «потерять» уже готовые, согласованные и подписанные документы на аренду. Предприниматель обратился к учредителю своей фирмы, а тот сообщил о вымогательстве «куда следует». Взяточник был задержан на месте преступления, то есть - пойман с поличным. Областной суд приговорил его к трем с половиной годам заключения и выплате штрафа в размере 100 тысяч рублей.

Следующие три примера крайне важны – они касаются преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. Особая значимость и опасность таких деяний в том, что преступившие закон вольно или невольно подрывают авторитет самой государственной власти, причем всех ее ветвей на всех уровнях.

В марте этого года при получении взятки в 9 тысяч рублей наши коллеги задержали сотрудника патрульно-постовой службы. В ходе следствия выяснилось, что этот факт лишь эпизод в его более обширной криминальной практике. Чуть ранее было возбуждено уголовное дело в отношении оперативного сотрудника одной из колоний строгого режима. Тот проносил в режимную зону средства мобильной связи и получал за это вознаграждение от заключенных.

Опишу и еще один подобный эпизод, видимо, самый громкий за последнее время. Капитан милиции, сотрудник одного из подразделений УБЭП по Мурманской области, используя служебное положение и организовав преступную группу, попытался совершить хищение 3122600 рублей с банковского счета одной мурманской фирмы. Для этого мошенники изготовили и предъявили в банк поддельные платежные поручения. Благодаря бдительности банковского служащего их планы не увенчались успехом. Злоумышленники предстали перед судом, который вынес им обвинительные приговоры.

Кирилл НОВИКОВ.

Тема будет продолжена.

Лента новостей