TRANSNISTRA и «Вулкан»: яркие фильмы кинофестиваля ТИФФ

Крупнейший северный кинофорум продолжает работать в Тромсё

TRANSNISTRA и «Вулкан»: яркие фильмы кинофестиваля ТИФФ

Назад в 90-е. Фильмы о современной жизни на постсоветском пространстве в программе норвежского кинофестиваля. Кинофестиваль ТИФФ, который в эти дни проходит в норвежском городе Тромсе, официально признан крупнейшим по количеству зрителей в северном королевстве. Публика заполняет залы на показах лент любых жанров и авторов. В этом году в программе кинофорума представлены фильмы, снятые украинскими кинематографистами и европейскими режиссерами, создававшие ленты в бывших советских республиках. Документальная картина TRANSNISTRA шведского режиссера Анны Эборн рассказывает о жизни подростков из небольшого городка в Приднестровье. Главной героине на момент начала фильма - 15 лет. Она общается с компанией ровесников - мальчишек и по очереди «мутит» почти с каждым из них. Особой дружбы в компании нет, девочка, хоть и пытается стать неформальным лидером подростков, не может склеить коллектив. Все действо разворачивается на фоне обстановки советского заповедника, убогой, грустной и почти бесперспективной жизни. Режиссер пытается «выжать» из главной героини многозначительные диалоги, но ввиду ее примитивного содержания, моменты общения со сверстниками становятся натужными. К тому же подростки беспрестанно матерятся и курят, пытаясь заполнить мозг и руки. Большинство из них живет как трава, не думая ни о смысле жизни, ни о своём будущем. Единственный герой, который остаётся искренним и естественным - это инвалид Дима. Все эпизоды, где появляется этот персонаж мгновенно обретают смысл и глубину. Парень имеет музыкальные способности, поёт, но из-за нищеты и болезни вынужден остаться в посёлке. Мысль эта заставляет его размышлять в кадре о своей судьбе. В финале он отодвигает на второй план героиню фильма, которая сообщает ему, что уезжает на заработки в Грецию. Особенно пронзительно звучит на конечных титрах песня «Из полей уносится печаль», исполненная подростком - инвалидом на какой разухабистый мотив, как протест против обреченности его жизни.

Сюжет фильма «Вулкан» украинского режиссера Романа Бондарчука разворачивается в реалиях современной Украины, где так же бросаются в глаза приметы «заповедника», остатки советского прошлого. Главный герой - Лукас работает водителем машины миссии ОБСЕ. В завязке фильма после того, как он заправил автомобиль дизельным топливом на пустынной и диковатой АЗС, машина внезапно ломается, и глава миссии отправляет Лукаса за подмогой. Водитель возвращается с шофёром грузовика Володей и его дочкой, но не находит авто, там, где его оставил. Отправившись в поиски, Лукас теряет паспорт, телефон и деньги и попадает в замкнутый круг, где не действуют законы страны и откуда он не может выбраться. Это ощущение безнадёги и бега по кругу было характерно и для российских кинорежиссёров, снимавших свои ленты в конце 80-х и начале 90-х годов. Можно вспомнить «Город Зеро» Карена Шахназарова (1990), «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарёва (1988), «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова (1988). В этих фильмах 25-летней давности очень остро обозначалась проблема «потерянного» поколения, чья молодость пришлась на потрясения последнего десятилетия XX века в России. Это был срез жизни страны в интерпретации сильных мастеров, воспитанных советской школой кинематографа. У шведского и украинского режиссера школа европейская, но прослеживается, сходный с российскими лентами 90-х, эмоциональный фон, только не острого, а притупленного отчаяния. Смысл которого сформулировал один из героев картины TRANSNISTRA: «Не мы такие, жизнь такая».

Светлана Солдатова