16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
15:06 Суббота 23 ноября 2024

«Интернет-сообщество — это более критично настроенные люди, которые больше знают, больше умеют и большего хотят от жизни»

4:53 – 1 ноября 2011

Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко рассказал об отношениях с руководителями Мурманска и коммунистами, о закрытой системе общения с чиновниками, и о том, как он относится к критике

Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко рассказал об отношениях с руководителями Мурманска и коммунистами, о закрытой системе общения с чиновниками, и о том, как он относится к критике.

— Дмитрий Владимирович, приближаются выборы в Госдуму. Вы один из партийных губернаторов...

— Более того, я возглавляю региональную часть списка «Единой России» по Мурманской области.

— Вам обидно, когда «Единую Россию» называют в Интернете «партией жуликов и воров»?

— Я придерживаюсь простого правила: собаки лают — караван идет. Весь вопрос в том, кто критикует. Есть те, кто говорит правильные вещи. У нас в области сложились неплохие отношения с коммунистами. Я в целом к Компартии отношусь очень напряженно, считаю, что эта партия привела нашу страну к плачевному состоянию, в котором мы оказались в начале 90-х. Это и минус 50 миллионов жизней, это и отсутствие в магазинах самых необходимых продуктов. В 1991 году мне, офицеру, 8 месяцев не платили зарплату. Но сейчас мы с местным отделением коммунистов хорошо сработались, они вполне правильные вещи стали подсказывать. Многие «критики» только себя пиарят, а есть те, к кому стоит прислушаться.

— Сейчас как раз много говорится, в том числе в связи с известными решениями съезда, что страна как раз возвращается в застой, кто положительно, кто отрицательно вспоминает Брежнева...

— Вы понимаете, история будет судить по делам, но, если вспоминать, как жили, расскажу вам анекдот. Нянчит полковник внука и говорит ему: «Вот вырастешь, закончишь училище — будешь полковником». Внук спрашивает: «Дедушка, но почему не генералом?» И дед отвечает: «Нет, генералом не станешь, у него свой внук есть». Не было никаких социальных лифтов, все было устаканено, четко. Кроме того, все уже забыли о сложностях со снабжением: на Севере было еще получше, а в средней полосе, в селах не было никаких 20 сортов колбасы на прилавках. Это же вопрос качества жизни, это то, что сейчас пытается повысить «Единая Россия».

— Опросы показывают рост протестных настроений. Хотя наиболее заметно это в Интернете. Видите ли вы эту тенденцию, стали ли к вам в аккаунт в Facebook писать больше недовольных?

— К губернатору обычно обращаются или профессиональные кляузники, или когда уже наболело так, что деваться некуда... С особым вниманием отношусь к обращениям пожилых людей: они жалуются вообще только в самом крайнем случае, так воспитаны. Вообще, надо разделять эту активность. Часть ее связана непосредственно с выборами, но есть и то, что отображает общие тенденции. Надо понимать вот что: Интернет-сообщество — это более критично настроенные люди, которые больше знают, больше умеют и большего хотят от жизни, поэтому у них заранее более критический настрой по отношению к любой власти, не только российской: почитайте, как в Интернете международную политику оценивают.

— А чиновники ваши Интернетом пользуются или от Вас узнают, что там происходит?

— Мы создали специальную закрытую систему для общения губернатора с чиновниками на местах. Я провожу теперь видеоконференции прямо через iPad. Бывает даже, что в самолете почитаю чье-то обращение, запишу аудиофайл — обложу чиновника, к примеру, — и отправляю. Когда снова на связи — проблема уже решена.

— И часто бывает, что ругаете чиновников через iPad?

— Да нет, я человек сдержанный, ненормативную лексику вообще стараюсь не использовать, но иногда всякие попадаются. Как говорится, кто не спрятался — я не виноват.

— Если бы вернули выборы губернаторов, вы бы считали это правильным? Стали бы участвовать?

— Во-первых, давайте разделим две вещи: стал бы я участвовать или нет и правильно ли вернуть выборы или нет. Не могу сказать однозначно, правильно ли или нет, вот почему. Мой опыт работы с мэрами показал, что избранный мэр обычно неплохой политик, его все знают, но вот администратор он никакой, если не найдет себе хороших замов. При этом если у него есть амбиции — мол, все сам сделаю, то результат для города крайне печален. Аналогично можно сказать про губернаторов, поэтому я для себя еще не сформулировал ответ на этот вопрос.

— Вы сами заговорили про замену мэров назначаемыми сити-менеджерами. Результаты большинства исследований показывают, что они работают менее эффективно, чем избранные главы городов...

— С исследованиями знаете как: кто заказал, такой результат и получает. Если говорить по Мурманской области, то могу опять же сказать, что выборность мэра — это очень спорная вещь. В Мурманске мы вот избавились от выбранного мэра, и впервые за 10—12 лет у нас теперь идет спокойный диалог между городом и областью. Мы спокойно собираемся, говорим на одном языке. Вот что есть эффективность? Может быть, человек сверхэффективный, но, если он находится с областью в состоянии войны, ему не до работы просто. С моей точки зрения, эффективнее, если работает один глава муниципального образования, который занимается политикой и стратегическим развитием, и сити-менеджер, который решает хозяйственные вопросы.

— Вы сторонник вертикали власти?

— Я просто военный человек и считаю, что жизнь показала: Россия — многонациональная, огромная страна, в которой управление должно быть выстроено четко. Должна быть и инициатива, но должен быть стержень, вокруг которого все строится. В тех же Штатах, которые нам ставят в пример, система управления очень четкая. Попробуйте там закон нарушить! Я считаю, что у нас даже недостаток жесткости вертикали власти с точки зрения прохождения сигналов управления и правоприменительной практики.

— А области выгодна вертикаль власти? Ведь в рамках существующей вертикали, к примеру, Ваш регион, где сосредоточены многие стратегические и оборонные предприятия, отдает большую часть доходов в федеральный бюджет и становится дотационным. Насколько верна такая практика распределения доходов?

— Давайте так: в Арктике живет 2% населения страны и дают при этом 11% ВВП. С другой стороны, мы люди государственные, системные. Можно быть несогласным с такой практикой, но она основа стабильности и существования страны, поэтому я бы не стал бы обсуждать такие основополагающие вещи, как бюджетная политика. Более того, вспомните: Арктика всегда была государственным проектом, все предприятия управлялись государством или при участии государства. Уверен, Мурманская область в ближайшие 5—6 лет выйдет в регионы-доноры. Есть проекты: месторождение «Штокман», создание большого транспортного узла, партийные проекты по тундре и развитию горной отрасли. За счет этого и выйдем.

— Вы говорите, что через несколько лет выведете регион из дотационных в доноры, но ведь аналитики предсказывают, что будет вторая волна кризиса. Как это стыкуется с Вашими планами?

— Прошлый кризис я очень хорошо помню, ведь я был назначен губернатором в самом его разгаре. Было очень тяжело, но зарплаты бюджетникам мы ни на день не задержали. Поэтому сейчас мы создали резервный фонд при правительстве области в 2 миллиарда рублей. Держим его на всякий случай, бережем: какая-никакая, но подушка безопасности. С другой стороны, от событий мирового масштаба никто не застрахован, но будем и с этим работать.

— Насколько этично с точки зрения политической конкуренции, когда губернатор возглавляет список одной из партий на выборах? У него ведь больше возможностей для агитации, больше эфирного времени.

— Давайте снова пойдем от обратного: во всем мире любое министерство устроено так, что возглавляет его представитель правящей партии или коалиции, а служат уже беспартийные исполнители. Но политику устанавливает министр, и это нормально, так как политическая партия выигрывает на выборах, выигрывает в состязании, и она имеет право ставить своих людей на ключевые посты, чтобы выполнить свои обещания перед избирателями. Поэтому ничего неэтичного тут я не вижу.

— Но Вас все равно больше показывают по телевизору, чем оппонентов, Вы же губернатор.

— Если вы смотрели мои выступления, то видели, что я не агитирую за партию «Единая Россия». Я говорю о том, что волнует людей в хозяйственных и экономических вещах. Вот с вами я сейчас говорю — я же не агитирую за «Единую Россию». Про партию скажу только, что надо оценивать ее по делам. «Единая Россия» за 10 лет изменила страну, а главное, удержала ее от распада. Мы уже не так сильно отстаем от Европы, но вопрос в том, что чем лучше живет человек, тем большего он хочет. Я считаю, что недовольство во многом с этим связано, хочется большего и быстро.

— Получаете ли вы команды из центра обеспечить «Единой России» определенный результат?

— Никто мне команд не дает.

Екатерина Винокурова, Газета.Ru (в сокращении).

Читать полностью.

Лента новостей