16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
3:23 Суббота 21 декабря 2024

Родители должны хотеть помочь ребенку в сложной ситуации, уверены мурманские психологи

6:35 – 6 февраля 2014

Детский психолог Юлия Черничук и специалист по работе с несовершеннолетними правонарушителями Светлана Серебрякова рассказали, почему подростковый возраст кризисный и для чего родители должны проверять страницы своих детей в социальных сетях

Произошедшая в Москве трагедия со школьником Сергеем Гордеевым, который убил учителя географии, полицейского и взял десятиклассников в заложники, потрясла всех. Юноша арестован, над его родителями-сотрудниками силовых ведомств наверняка висит угроза увольнения, врачи борются за жизнь второго пострадавшего полицейского, а депутаты скрестили копья, принимая судьбоносные решения. Одни хотят проверять психическое здоровье детей, если в семье есть оружие, у других в планах запретить свободную продажу компьютерных игр. В это же время на местах завертелись жернова проверок по школам. Но прав был профессор Преображенский, утверждая, что разруха не в клозетах, а в головах. Проверки систем сигнализации в школах, компетентности охранников на входе не решат проблемы детской жестокости и дефицита внимания.

ИА «Би-порт» обратилось за комментариями к экспертам в сфере психологии. Детский психолог Юлия Черничук и специалист по работе с несовершеннолетними правонарушителями Светлана Серебрякова рассказали, почему подростковый возраст кризисный и для чего родители должны проверять страницы своих детей в социальных сетях.

Детский психолог
Юлия Черничук:

- Подростковый возраст - кризисный. В этот период родители должны быть максимально открыты для ребенка, поддерживать его и одобрять, предоставлять разумную свободу и деликатно контролировать и направлять поведение подростка. В реальности же родителям от ребенка нужны две вещи - чтобы он соответствовал нормам поведения принятым в семье и не доставлял проблем.

Черничук отмечает, что сегодня родители посвящают практически всё время работе, чтобы заработать для семьи. В результате на общение с ребенком не остается сил и возможностей.

- Итог - к наступлению подросткового возраста мы имеем личность, которой не на что опереться, у которой не сформирован уровень доверия, нет возможности и даже желания общаться с близкими людьми.

Детский психолог уверена, что есть только один способ уберечь ребенка от беды – с рождения принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

- Жесткий контроль, постоянное подчинение, наказания приведут только к эскалации (обострению – прим. «Би-порт») конфликтов.

Юлия Черничук считает, что ребенок, который замыслил совершить преступление, может сам якобы случайно проговориться об этом.

- Мне кажется, что надо создавать комплексную службу психологической помощи населению, но это утопия в нынешних условиях.

Начальник отделения психологического обеспечения
уголовно-исполнительной инспекции УФСИН
Светлана Серебрякова

- Не могу сказать, что стало причиной трагедии в Москве. Есть специалисты, которые занимаются исключительно возрастной психологией, они смогут ответить на вопрос, что стало подоплекой происшествия в Москве.

Как специалист уголовно-исполнительной инспекции могу сказать о своей работе с несовершеннолетними. Одно время на учете в инспекции было много условно осужденных. Во многих случаях эта условная мера наказания не являлась для них осознанной. По их мнению, суд их простил. Не всегда и очень поздно они понимали, что это – тоже наказание. Я считаю, что любое уголовное наказание, в том числе, лишение свободы на несовершеннолетних оказывает в большей степени негативное влияние. Поэтому я убеждена, что акцент должен делаться на профилактику, в которой должна быть задействована семья в большей степени и школа.

Серебрякова рассказывает, что родители часто «сдают» ребенка на руки психологам и считают, что их долг выполнен. Эксперт отмечает, что в единичных случаях на консультацию к психологу ребенка приводят оба родителя.

- Есть пагубная практика, когда родители приводят ребенка и буквально закрывают за ним двери – делайте с ним, что хотите. Чтобы были какие-то изменения, чтобы можно было выявить причины, работать нужно с родителями. Они должны иметь конкретную мотивацию и желание помочь ребенку.

Любое агрессивное поведение ребенка в школе, детском саду – это отражение ситуации в семье. Необязательно причина - физическое насилие, это может быть моральное неудовлетворение.

Компьютерные игры, безусловно, влияют на жестокость детей.

С 2013 года психологи уголовно-исполнительной инспекции стали частными гостями правовых недель в школах, гимназиях и лицеях. Серебрякова рассказывает, что общение с подростками начинается с рассказа о правах, а затем темой разговора становятся правила в обществе, которые гарантируют безопасность детей. Постепенно подростков подводят к мысли, что если есть правила, то есть ответственность, нарушил – жди наказания.

Светлана Серебрякова объясняет, что заметить приготовление ребенка к совершению преступлению сложно. Для этого нужен постоянный, но тактичный контроль со стороны родителей.

- Если ребенок вызывает опасения, стал агрессивным, замкнутым, родителям нужно как можно тактичней проверить его социальные контакты. Это могут быть странички в социальных сетях: нужно посмотреть, что он пишет, с кем переписывается, что читает. Таким образом, всё снова упирается во внимание со стороны родителей.

Ребенок может сам попросить о помощи, но для этого он должен быть уверен в своих родителях, иметь с ними по-настоящему доверительные отношения. Самое главное, чтобы ребенок знал: ему готовы помочь.

Лента новостей