Самые читаемые
Не видел, не помню, не знаю, или Как в Мурманске госсобственность расхищали
Руководство ОАО «Трест «Мурманскдорстрой» обратилось в областную прокуратуру и суд с просьбой возобновить расследование уголовного дела, которое было возбуждено против бывшего директора этого треста В. Калитенко
Руководство ОАО «Трест «Мурманскдорстрой» (100 процентов акций которого принадлежит государству) обратилось в областную прокуратуру и суд с просьбой возобновить расследование уголовного дела, которое было возбуждено против бывшего директора этого треста В. Калитенко, но закрыто в связи с его кончиной. Нынешние руководители «Мурманскдорстроя» считают, что в расхищении госимущества виноват был не только экс-директор, но и другие лица, которые и должны понести ответственность.
Следствие сочло, что бывший директор Треста Калитенко разработал схему незаконного отчуждения имущества на заведомо невыгодных для этого предприятия условиях в пользу иных организаций. Действуя в соответствии с разработанной схемой, Калитенко заключил ряд соглашений с ООО «Скадар» и ООО «Скарус» о переводе денежных обязательств перед указанными фирмами в вексельные обязательства и выдал 38 векселей на общую сумму более 20 миллионов рублей. Что, кстати, значительно больше размера задолженности Треста.
Затем «Скарус» в зачет погашения кредиторской задолженности передал полученные векселя ООО «Скадар», которое, в свою очередь, на условиях отсрочки платежа в период с июля 2005 года по май 2006 года заключило договора купли-продажи векселей Треста с компаниями: ООО «Арктик Стрим», ООО «Лидер», ООО «Эдельвейс», ООО «Кротон», ООО «Севернефтесервис» и ООО «Карстенс». После приобретения векселей указанные фирмы предъявили их к оплате Тресту.
По версии следствия, Калитенко, злоупотребляя своими служебными полномочиями, предложил каждому из представителей фирм, получивших векселя, приобрести в качестве их оплаты объекты движимого и недвижимого имущества Треста по балансовой стоимости, что многократно ниже их реальной рыночной цены. После чего передал в собственность указанных организаций 42 объекта недвижимости.
В результате тресту был причинен ущерб в размере не менее 110 миллионов рублей. Что, в свою очередь, способствовало увеличению неплатежеспособности предприятия и прекращению его производственной деятельности.
Проанализировав совершенные сделки, следствие сочло доказанной вину Калитенко, однако в связи с его смертью (он умер в июне 2006 года - вскоре после того, как федеральные органы власти расторгли с ним трудовой договор) уголовное дело недавно было прекращено.
Вместе с тем, как считают в Тресте, предварительное следствие по уголовному делу было проведено поверхностно, без выяснения существенных обстоятельств и установления всех лиц, без которых Калитенко, не обладающий специальными познаниями и являвшийся тяжело больным, не смог бы передать во владение группы лиц все имущество Треста.
Итак, по мнению нынешнего руководства «Мурманскдорстроя», план по расхищению был составлен еще несколько лет назад, когда стало известно о решении федеральных властей акционировать ФГУП Трест «Мурманскдорстрой». Согласно этому плану госимущество, находящееся на тот момент в оперативном управлении Треста, после его акционирования должно было перейти в собственность учрежденного группой лиц ООО «Мурманскдорстрой». Иными словами, разработанная схема отчуждения имущества Треста позволяла без существенных затрат, необходимых при организации нового строительного предприятия, то есть за счет государства, создать коммерческую структуру в целях извлечения прибыли.
Кто же этот добрый дядя, который в самый разгар борьбы с коррупцией, объявленной президентом и Генеральной прокуратурой, уделал государство на миллионы долларов? Начнем с того, что векселями Треста изначально владело мурманское ООО «Скадар». Его учредителями числятся 5 человек – В. Боярский (он же генеральный директор этой компании), А. Горбунов, И. Кудряшов (он же коммерческий директор), В. Лисогурский (он же финансовый директор) и Н. Рукин.
Первый вексель к оплате был предъявлен Тресту в октябре 2005 года. Причем предъявил его не «Скадар», а некая фирма «Арктик Стрим». В качестве оплаты этого векселя Калитенко отдал 4-этажное административное здание Треста по ул. Полярные Зори, 11а (его рыночную стоимость эксперты оценили в сумму, превышающую 50 миллионов рублей).
При отчуждении здания в качестве представителя треста по доверенности действовал Тимофей Нетесаный (он же – юрист «Скадара»). Несколько слов надо сказать и о фирме-покупателе - «Арктик Стрим». Его директором в то время был некто Антонов. На следствии он пояснил, что хотел заняться бизнесом и своими планами поделился с давним знакомым Лисогурским (это, напомним, финансовый директор ООО «Скадар»), и тот предложил ему приобрести уже созданную фирму «Арктик Стрим» с нулевым балансом, в которой Лисогурский является учредителем. В июне 2005 года Антонов приобрел у Лисогурского 100 процентов уставного капитала фирмы «Арктик Стрим» и стал ее единственным учредителем и директором.
Также Антонов попросил у Лисогурского денег на развитие бизнеса – до 5 миллионов рублей. Тот, правда, ответил, что не располагает живыми деньгами, но может предложить ему векселя Треста «Мурманскдорстрой» на сумму 3,2 миллиона рублей с отсрочкой их оплаты на полгода. Антонов согласился.
Однако вскоре после получения в собственность здания «Мурманскдорстроя» Антонов решил от него избавиться и продал его некой фирме «АБС Лизинг», гендиректором которой был уже упомянутый выше Тимофей Нетесаный. А вскоре Антонов продал и саму фирму «Арктик Стрим» - как он сам пояснил на следствии, из-за отсутствия финансовой перспективы. Причем продал фирму неким лицам из Санкт-Петербурга, фамилию которых он, понятно, не знает, а их самих никогда не видел.
В начале 2006 года сторонними организациями (почти все они были зарегистрированы по одному адресу: Мурманск, ул. Полярные Зори, 39. - именно по этому адресу и располагается ООО «Скадар») Тресту были предъявлены к оплате еще часть векселей, по которым по такой же схеме было отчуждено имущество Треста.
Так, одной из фирм-владельцев векселей Треста являлось ООО «Кротон», учредителем которого (видимо, по случайному совпадению) является Ирина Кудряшова – жена коммерческого директор «Скадара» Игоря Кудряшова. Следователю она пояснила, что в феврале 2006 года директор ее фирмы Ланин (назначенный по рекомендации мужа) рассказал, что можно приобрести простые векселя, выданные каким-то предприятием. Каким именно и кто их продает, она не помнит. Она дала согласие, а вскоре Ланин попросил ее разрешения продать часть объектов. Название фирмы-покупателя не обсуждалось, она не помнит, было ли имя покупателя в решении, которое она подписывала при даче согласия на продажу. Обстоятельства совершения сделки и заключения договоров продажи ей также не известны. Тексты обоих договоров она не видела, а в подписываемых ею решениях цены не было.
Часть векселей Треста у «Скадара» купил сам И. Кудряшов. Правда, покупал он не как коммерческий директор «Скадара», а как директор другой фирмы – ООО «Карстенс», зарегистрированной, впрочем, все по тому же адресу (ул. Полярные Зори, 39).
Часть векселей Треста ушла в руки московских фирм – ООО «Лидер» и ООО «Эдельвейс». И хотя учредители у них разные, общего между ними тоже хватает. Так, зарегистрированы они были почти одновременно - 29.11. 2006 и 06.12.2006. Учредители обоих фирм являются безработными и проживают в Москве на одной и той же улице – Болотниковской (правда, в разных домах). В Мурманске они никогда не бывали и о том, что владеют каким-то фирмами, никогда не слышали. Осенью 2005 года к обоим у метро подходил незнакомый мужчина, которому нужна была ксерокопия их паспорта и заверенная у нотариуса подпись. Что они за небольшую плату и сделали.
Впрочем, после того, как эти векселя были обменены на имущество Треста, это самое имущество было продано мурманским фирмам. В частности, уже знакомому нам ООО «Карстенс». Его директор Кудряшов пояснил следователю, что в марте 2006 г. к нему пришел неизвестный мужчина с предложением приобрести объекты недвижимости, ранее принадлежавшие Тресту. Имени этого мужчины Кудряшов, понятно, не помнит, а руководителей «Лидера» и «Эдельвейса» он не знает и никогда с теми не встречался и не созванивался. Дескать, какие ко мне вопросы – я имущество купил и за деньги за него заплатил.
Часть имущества Треста у подставных московских фирм купило и ООО «Гломма» (также зарегистрированное на ул. Полярные Зори, 39), которое занимается приобретением, реализацией и доставкой клиенту мороженой рыбопродукции. Его директор А. Горбунов (один из учредителей ООО «Скадар») рассказал на следствии, что для своего бизнеса купил у московского ООО «Эдельвейс» склад и две асфальто-бетонные площадки в Коле. Руководителя фирмы-продавца Горбунов не знает, так как общался с посредником – некто Зубковым. За склад и две площадки Горбунов заплатил 438 тысяч рублей. При этом сам Зубков номинального директора «Эдельвейса» тоже не знает: мол, работал по просьбе Калитенко, от которого и получал все необходимые документы.
Делая вывод, можно сказать, что практически сразу после регистрации перехода прав собственности по договорам отступного в управлении Федеральной регистрационной службы по Мурманской области имущество, отчужденное Трестом в пользу подставных юридических лиц, не ведущих хозяйственную деятельность, продавалось обществам, находящимся под непосредственным контролем Лисогурского, Кудряшова, Боярского и Горбунова.
Позже ими в налоговую службу Мурманска были представлены документы на регистрацию ООО «Мурманскдорстрой», передача которому имущества Треста с целью ведения коммерческой деятельности и извлечения прибыли являлась, как считают нынешние руководители Треста, конечной целью всего ряда взаимосвязанных сделок.
Именно поэтому представители «Мурманскдорстроя» в июле этого года обжаловали решение о прекращении в отношении экс-директора Треста уголовного дела.
В частности, в своем заявлении они попросили привлечь к уголовной ответственности и других лиц, причастных к расхищению госимущества путем преднамеренного банкротства Треста. Эти лица, по мнению заявителей, продолжают свою деятельность по доведению до конца процедуры банкротства Треста с помощью лица, назначенного временным управляющим – Тарасова Вадима, жителя Калининградской области, что наглядно проявилось в подготовке и проведении им первого собрания кредиторов Треста.
Тарасов, в частности, старался добиться скорейшего голосования по предложению о введении в отношении Треста конкурсного производства, означающего, что он фактически становится во главе предприятия. Им были проигнорированы все абсолютно законные замечания представителя налоговой инспекции по г. Мурманску относительно того, что финансовый анализ не отвечает требованиям, предъявляемым к нему действующим законодательством. При этом он не смог ответить ни на один вопрос по содержанию якобы им подготовленного финансового анализа, не назвал ни одного документа, регламентируюшего признаки преднамеренного банкротства.
Изложенное, по мнению руководства Треста, дает основания для проверки законности его действий с целью решения вопроса о привлечении его к уголовной либо административной ответственности.
Эта жалоба, повторимся, была подана в правоохранительные органы в июле этого года. Однако она фактически была оставлена без внимания. В связи с этим 1 октября в суд и прокуратуру руководством Треста направлены новые обращения. В них, в частности, предлагается возобновить расследование уголовного дела и принять меры прокурорского реагирования по восстановлению законности и защите государственных интересов.
«Представляется очевидной необходимость проверки банковских счетов фирм-однодневок с целью установления источника получения ими денежных средств, с помощью которых осуществлялось незаконное отчуждение госимущества, - говорится в обращении прокурору Мурманской области М. Ершову. - Полагаем, что преступными действиями организованной группы лиц причинен особо крупный ущерб не только Тресту, но и его единственному акционеру – Российской Федерации. По этой причине считаем недопустимым дальнейшее бездействие отдельных представителей правоохранительных органов Мурманской области, фактически способствующих сокрытию следов преступлений и освобождению виновных от установленной законом ответственности».
И понять руководство ОАО «Трест «Мурманскдорстрой» (это предприятие, напомним, принадлежит государству) можно. Преступление – налицо, виновники тоже вроде установлены, а воз, как говорится, и ныне там…
Максим ИСЛАНОВ.
Лента новостей
Два рейса из Москвы в Мурманск задерживаются
4:15 – 4 мая
Беспилотник сбили в Мурманской области
23:01 – 3 мая
Пожар случился в подвале жилой пятиэтажки в Оленегорске
14:22 – 3 мая
Из-за погодных условий субботник в Мурманске перенесен
10:41 – 3 мая
В Кандалакше горели 200 квадратных метров сухой травы
17:10 – 2 мая