16+
Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области
2:34 Пятница 29 марта 2024

Сказка о потерянном времени и История о Федоре Васильевиче Чижове

15:55 – 4 марта 2010

Зайдите в Северное и Мурманское морские пароходства, съездите в Лайский док. Вы не найдете ни одного портрета, ни одного упоминания, ни одного человека, слышавшего имя нашего великого соотечественника

Жил-был историк. Пописывал историю. Пригласили его в приличное место - в Северное морское пароходство. Попросили написать историю компании, да так, чтобы не от интервентов, а поглубже корни копнуть. Обрадовался историк: «Вот это мне по силам! Можем и от долбленок Чуди белоглазой - это пять тысяч лет, можем от новгородских кочей - это тысяча лет, можем и от парусников Московской компании Ченслера - тогда будет 450 лет». «Ну ты, брат, даешь! Архангельску всего четыреста!» Закручинился историк. Это ж, поди, девятнадцатый век! Бурное развитие судостроения и мореплавания. К чему привязаться? Пришлось идти в архив. А у архивариусов все в порядке. Папочки все пронумерованы и по полочкам расставлены. Долго искать судоходные компании не пришлось: Первая Беломорская 1809-1813, Вторая Беломорская 1858-1883, Беломоро-Мурманское срочное пароходство 1870-1875 и Архангельско-Мурманское срочное пароходство 1875-1918. Обрадовался историк. Бежит, руками машет: «Нашел!» Сели рядить-выбирать - и решили, чтобы впредь с ровного счету не сбиваться, пусть будет считаться с 1870-го. Вон оно, сколько сразу лет набежало!

Но на этом месте сказка заканчивается и начинается настоящая История, над которою от Нестора-летописца трудились лучшие наши соотечественники.

Федор Васильевич Чижов родился 11 марта 1811 года в Костроме, в дворянской семье. После окончания физико-математического факультета Петербургского университета он стал магистром философии и получил кафедру. Увлечение историей изобразительных искусств заставило его оставить университет и уехать в Европу. В Риме жил на Strada Felice по соседству с Гоголем и был его другом, помогал художнику Иванову, трудившемуся над «Явлением Христа народу». Работая над четырехтомной историей Венецианской республики, он прошел пешком через Истрию, Далмацию и Черногорию, изнывавших под турецким игом. «Ты, брате, рус» звучало с любовью в самом сердце Европы, на западных берегах великого славянского океана. Идея объединения всех славянских народов стала его «заповедным верованием». Деятельность Чижова по организации помощи братским народам прервалась арестом, двумя неделями допросов и высылкой на Украину под секретное наблюдение. С этого момента начинается новый подвиг этого деятельного человека - предпринимательство. Памятуя о виденном в Италии и Франции, в 1850 году он взял в бесплатную аренду на 24 года близ Киева 60 десятин, засаженных шелковицей, и организовал образцовое шелководческое хозяйство, распространив успешный опыт на сотни крестьянских и помещичьих хозяйств, открыв при хозяйстве практическую школу для молодежи. Предреформенная акционерная горячка «Александровской весны» требовала системных знаний - и Чижов издает с 1858 года «Вестник промышленности» с приложением «Акционер». «Мы нуждаемся в действительных капиталах и дельных промышленниках, а не в заезжих проходимцах, действующих с заднего крыльца, добывающих себе, пользуясь случаем и невежеством, монополии и вместо внесения капиталов поглощающих наши собственные средства», - писал Чижов в одной из передовых статей. В то время подрядчиками по строительству железных дорог были одни иностранцы. И Чижов сумел доказать состоятельность русских предпринимателей. С 1858 по 1862 год была построена образцовая железная дорога от Москвы до Сергиева Посада, которую его «воспитанник», Савва Мамонтов, довел до левого берега Архангельска, где и сейчас радует глаз бывшее здание вокзала. Чижову удалось предотвратить продажу Московско-Курской железной дороги иностранцам. Эта дорога была выкуплена группой московских промышленников. Конкурентным преимуществом иностранцев был доступ к банковскому капиталу. И в 1866 году Чижов выступает инициатором создания Московского купеческого банка, товарищества на паях, в 1869 году - Московского купеческого общества взаимного кредита. По плану Чижова в Киеве была открыта «Коллегия Павла Галагана», одно из лучших учебных заведений России. На 6 миллионов рублей, вырученных уже после смерти Чижова от продажи государству акций Московско-Курской железной дороги, по его завещанию на костромской земле было построено пять профессионально-технических учебных заведений.

В 1875 году Чижов собирал средства на снаряжение роты генерала Черняева, спешившего на выручку восставшим против турецкого ига славянам Боснии и Герцеговины. В это же время он организовывал предприятия по налаживанию в Москве водопровода и газового освещения. Чижов считал, что в предпринимательстве «хорошо быть фонарщиком, то есть засветить дело и поддерживать горение, пока это дело не станет крепко на ноги; станет - и довольно. Иначе во всяком промышленном деле через несколько лет... непременно образуется рутина, которая убийственна до крайности... У нас все любят сесть на нагретое место, а не охотники устраивать новое, а меня калачами не корми, только дай новое, если можно - большое и трудное». «Это был сильный человек, человек с властью, - вспоминал Иван Аксаков. - Прежде всех других его качеств, ощущалось в нем присутствие именно внутренней силы: силы убеждения, силы воли непреклонной, деспотической относительно самого себя. Смотря на его работу, методическую, отчетливую до мелочей, всякий сказал бы, что такое систематическое применение воли к делу возможно только при твердом спокойствии и хладнокровии духа. А между тем это был человек самый пылкий, самый страстный... Цельное сочетание таких, по-видимому, противоположных свойств и было в нем особенно привлекательно: оно-то и придавало ему такую нравственную красоту и такую власть над другими». Имя Чижова, стоящее во главе любого предприятия, было лучшей гарантией на верность и успех начатого дела.

Последним крупным предприятием Чижова было образование Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Первичная масштабная инициатива 1870 года, когда Чижов вместе с другими восьмью промышленниками предложил правительству создать в Архангельске Русское Северное пароходство с капиталом в 8 млн. рублей и регулярными линиями по Белому морю, в США, Европу и Англию, была отклонена из-за недостатка средств в казне. В этом же 1870 году Александр II утвердил Устав Беломоро-Мурманского пароходства с капиталом 150 тыс. рублей, созданного группой кольских промышленников по главе с Базаровым. Два судна английской постройки мощностью 60 и 40 лошадиных сил, управляемые иностранными экипажами, с трудом осилили четыре навигации 1871-1874, нанеся за эти годы на карты не одну необозначенную банку, оставляя на них листы своей обшивки. В результате постоянных аварийных ремонтов за границей компания понесла убытки и самоликвидировалась в феврале 1875 года.

6 мая того же 1875 года Александр II утвердил устав уже чижовского Архангельско-Мурманского срочного пароходства с капиталом в 400 тыс. рублей. Ошибки предшественников были учтены. На мощные грузопассажирские суда, построенные в Англии (William Dobson & Co, New Castle), были набраны русские команды, знавшие условия плавания в Белом и Баренцевом морях. И скоро поморы из самых отдаленных уголков Зимнего, Летнего, Терского и Мурманского берегов привыкли к тому, что за неделю можно по расписанию с пересадками попасть в Архангельск или любое становище Русского Севера и даже Северной Норвегии. Устав за 43 года переписывался 5 раз, число судов и срочных линий неуклонно расширялось и к 1918 году составляло 20 судов и 9 линий. На Лае был построен сухой док, в Кольском заливе - береговая база.

Революционная разруха не пощадила детище Чижова. Суда пароходства из-за интервенции национализировались дважды: в 1918 и 1920 году. Многие из уцелевших вошли в 1922 году в состав Северного морского пароходства. Из четырех судов вновь созданного в 1939 году Мурманского морского пароходства, переданных из состава Северного пароходства, два - «Сосновец» и «Субботник» - ранее входили в состав чижовского пароходства.

Зайдите в Северное и Мурманское морские пароходства, съездите в Лайский док. Вы не найдете ни одного портрета, ни одного упоминания, ни одного человека, слышавшего имя нашего великого соотечественника. А между тем 200-летний юбилей Федора Васильевича состоится в марте будущего года.

Московская железная дорога назвала именем Чижова поезд. Кострома вернула имя Чижова техникуму. Что могут сделать для Чижова благодарные предприятия - его детища?

Олег МАСЛОВ.

Лента новостей