"Музыкальные проекты к 80-летию Победы в нашем культурном коде"
"Стоит выбор – или развитие, или стагнация"
"Не бывает подходящего времени, надо брать и делать"
"Как работает система ОМС: компания «СОГАЗ-Мед» рассказывает о нюансах страховой медицины"
"Глобальное похолодание не станет катастрофой для жителей Мурманской области"
6:04 – 18 мая
5:30 – 18 мая
5:01 – 18 мая
Сегодня Драматический театр Северного флота переживает не лучшие времена своей истории. Военный театр, который более 70 лет верой и правдой служил своему Краснознаменному Северному, в одночасье стал не так уж и нужен
И пока умные головы думают, что же предпринять, чтобы реформа армейской культуры не так больно ударила по творческому коллективу, жизнь в театре идет своим чередом: готовятся новые и играются старые постановки, справляются юбилеи. Ведь театр – это не только труппа, то есть творческий состав, который можно увидеть на сцене, но и люди, работающие за кулисами, которые никогда не попадают под свет софитов, но без их труда не сложится, не сыграется ни один спектакль. Одна из таких незаметных людей - заведующая труппой Раиса СЕМЕНКОВА.
Раиса Ивановна работает в Драматическом театре Северного флота вот почти 50 лет. В феврале нынешнего года она отметила и свой личный юбилей.
ПРИРОДА У НАС – ОБАЛДЕННАЯ
- Родилась я в селе Красивка Тамбовской области. У нас очень красивые места, отсюда и название села, - рассказывает Раиса Ивановна. - При советской власти это был районный центр, сейчас уже обычная деревня. Природа там обалденная: красивейшие леса, поля, чистейшая река Ворона.
Семья у нас была самая простая. Мама в войну служила в армии, была радисткой, а затем работала в столовой. А отец мой не вернулся с войны, пропал без вести. Он прислал с фронта письмо, чтобы назвали меня Раей, в честь его погибшей в блокаду сестры. После войны мы долго его искали, везде писали запросы, но конкретного ответа так и не получили. Затем мама вновь вышла замуж, появились брат и сестра. В конце 60-х не стало и мамы, она умерла молодой. Я к тому времени уже жила в Мурманске, а потому забрала младших детей сюда, на Север.
ЛЮБОВЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
- В театре я уже сорок три года, - продолжает рассказ Раиса Ивановна. - А вот в Мурманск попала случайно. Как-то в отпуск в нашу деревню приехали знакомые, которые к тому времени давно жили в Мурманске. Они-то меня и сагитировали. Вот и я через какое-то время собралась да поехала на Север. Так и оказалась на краю света. Поначалу в Мурманске работала в различных организациях – на молочной кухне, в поликлинике. И однажды судьба привела меня в Театр Северного флота…
А о том, что приехала сюда, никогда не жалела. Мурманск и тогда был большим городом. В деревне-то как было: уж если зима – так зима, если лето – так лето. Не было у нас таких перепадов температур, как в Мурманске. Привыкала долго, но куда деваться – привыкла. Поначалу жила плохо, спала на полу с бабушкой в одной комнате.
А потом увидала объявление, что в театр требуется реквизитор, заинтересовалась. Я ведь тогда не понимала, кто такой реквизитор. Разузнала, а знакомая мне и говорит: бросай, мол, эту медицину, устраивайся в театр, будем на спектакли ходить.
Вот так я оказалась в театре, который тогда находился в Росте. Это было еще при известнейшем режиссере Исае Борисовиче Шойхете. А лет через пять я стала у него помощником. Конечно, время тогда было другое, но с Шойхетом все считались, он ведь был основателем театра, величиной. Слушали его беспрекословно – попробуй возразить. А ко мне он относился очень хорошо. Всегда хотел, чтобы я сидела на репетициях не за сценой, а с ним рядом. Он ведь был инвалид, рука у него плохо писала.
Я помню всех режиссеров, с которыми мне пришлось работать в нашем театре, - Абрама Мадиевского, Олега Овечкина (с Олегом Константиновичем и его женой мы даже сдружились), Бориса Гутникова, Александра Шарапко. И вот уже двадцать лет я рядом с Юзефом Фекетой – сначала помрежом, сейчас уже завтруппой. Все они для меня стали родными. В нынешнем октябре сорок четыре года будет, как я работаю в театре. Ведь раньше как было: по 16 часов на выезде пашем, а через некоторое время – снова окунаемся в спектакль уже на стационаре, в ростинском Доме офицеров.
ТЕАТР - МЕСТО ШКОДНОЕ
- Для помрежа главное – организовать работу так, чтобы все цеха были загружены, - продолжает Раиса Ивановна. - Необходимо примечать все режиссерские идеи и исправления по ходу репетиции, чтобы затем проследить их исполнение как актерами, так и цехами. Ведь порой необходимо что-то убрать или добавить по музыке, по свету, изменить мизансцены, поменять что-то в декорации. Так что у помрежа очень много работы. И самое главное: чтобы спектакль прошел без накладок.
- А накладки бывают?
- А как без них? Сейчас, правда, мы работаем в основном на стационаре, а потому их меньше. А вот раньше, когда у театра был свой транспорт, мы много ездили по области, по гарнизонам, тогда и накладок бывало больше. Приезжаешь, например, в какой-то Дом культуры, нужно быстренько установить декорации. Вроде все сделали, и вдруг во время спектакля начинает валиться стена. Вот стоишь все действие и держишь эту стену, чтобы она не завалилась окончательно.
Смешных случаев в театре со мной бывало много, порой и актеры разыгрывали. Когда я пришла в театр, то меня поначалу за репликой посылали. Другие-то ходили, а я сразу решила, что здесь какой-то подвох, быстро от меня отстали. Театр место шкодное...
- Раиса Ивановна, у вас, наверняка, есть любимые спектакли…
- Постановок хороших у нас в театре было много. Очень я любила спектакль Исая Шойхета «Куст рябины», где замечательно работала Алла Журавлева. При Мадиевском нравился спектакль «История одной любви», в котором были заняты тогда еще молодой Виктор Васильев, а также Алексей Найчук и Алла Журавлева. Запомнилась мне и еще одна постановка Мадиевского – «Торопись успеть», за которую совсем молодой тогда актер Александр Агафонов получил «Золотую медаль имени Попова».
Среди спектаклей Олега Овечкина мне памятен «Трибунал» Макаенка и «Жанна» Галина. При режиссере Борисе Гутникове очень хорошо принимался зрителями спектакль «Моя профессия – сеньор из общества» с Виктором Васильевым в главной роли.
Сейчас часто вспоминаю тех, с кем пришлось здесь работать. Запали в душу Найчук и Садиков, Хомич и Скоромникова, Журавлева и Затепякина, Москалевский и Федорова. Конечно, всякое бывало. Ведь по 16 часов приходилось быть вместе, но отношения в коллективе всегда были замечательными. Вспоминаю актера Владимира Рачило, который впоследствии работал в облдрамтеатре. Очень он любил всех разыгрывать, но делал это всегда с добрым юмором, а потому на него почти не обижались. Я всегда любила наш театр – и когда моложе была, и сейчас.
Теперь, правда, мне меньше приходится бывать на репетициях: у завтруппой много иной работы. Но если необходимо, я всегда готова заменить любого помрежа.
ТЕРЯЕМ ЗОЛОТОЙ ЗАПАС
- Раиса Ивановна, в театре сейчас трудное время, грядет большое сокращение. Как вы к этому относитесь?
- Плохо. Разве можно так делать - сокращать технические службы? Уж лучше тогда все порезать по вертикали. А то сейчас как получилось: верхушку оставили, а низ весь отрезали. Могли бы убрать изо всех служб понемножку, чтобы театр более-менее нормально функционировал. А теперь может получиться так: один актер пол моет, другой костюмы гладит, третий декорации ставит, четвертый билеты подает. А играть-то им когда, а репетировать? Ведь это же просто нереально! Это хорошо, что мы еще не платим за обслуживание здания, этим пока занимается флот.
Многие в театре отработали по 15-20 лет. И теперь им приходится искать новую работу. А ведь есть службы, без которых театр не способен прожить: к примеру, гример, бутафор, столяр, делающий декорации, швея, изготавливающая костюмы, в том числе для исторических спектаклей. Ведь все они на вес золота!
- Раиса Ивановна, предположим, вы встретились с главнокомандующим Вооруженными Силами России – президентом Медведевым. Чтобы вы сказали Дмитрию Анатольевичу?
- К нам в театр сейчас стали ходить подростки, которые еще только выбирают свой жизненный путь. Ведь нынче детей отучили от хороших мультиков, показывают один запад, где все уродливые, агрессивные. Разве же так можно? Получается, что у нас на город и область останется один драматический театр.
Сейчас зрители, когда узнают, что театра может и не стать, возмущаются: как можно оставить без очага культуры такой большой район как Первомайский. Я не стану утверждать, что у нас самый лучший в мире театр, но ведь в каждом спектакле мы стараемся нести людям добро, положительные эмоции. Я уверена, что необходимо не разрушать имеющиеся, а создавать новые театры.
Беседовал Константин СОЛОВЬЕВ.
16:04 – 17 мая
15:11 – 17 мая
13:46 – 17 мая
13:08 – 17 мая
10:41 – 17 мая
10:03 – 17 мая
8:36 – 17 мая
Банк | 1 USD | 1 EUR |
---|---|---|
Александровский | 84.00 / 87.00 | 95.00 / 98.00 |
БАНК «МСКБ» | 80.00 / 88.00 | 89.00 / 98.00 |
МОРСКОЙ БАНК | 83.05 / 86.50 | 93.65 / 95.50 |
ПСБ | — / — | — / — |
16:16 – 15 мая
13:51 – 15 мая
11:30 – 15 мая
18:08 – 14 мая